№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
201 | Представлен анализ модели речевого поведения извинения в русском и немецком языках. В первой части статьи иллокуция извинения определяется в терминах естественного семантического метаязыка. Контрастивное исследование проводится с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения структуры: выделяются основные языковые модели реализации извинения. Во-вторых, с точки зрения прагматики: рассматривается, различаются ли ситуации, в которых русские и немцы выражают извинение, и если да, то как. Показано, что для сопоставления русского и немецкого языков важным являются различия между конвенциональным извинением и извинением по существу. В-третьих, на основе методики коммуникативно-прагматического поля описываются возможности выражения извинения в русском и немецком языках. Выявляются особенности организации поля в этих языках. Исследование базируется на существующих корпусах немецкого и русского языков. Ключевые слова: речевое поведение, извинение, межкультурная коммуникация, контрастивная лингвистика, русский, немецкий | 1416 | |||||
202 | Вводятся в научный оборот новые данные по технологии керамического производства сруб-ной и срубно-алакульской культур по материалам кургана 3 могильника «Юлалы-8» в Башкир-ском Зауралье. В результате технико-технологического анализа керамики выявлены традиции отбора и подготовки исходного пластичного сырья, составления формовочных масс, обработки поверхностей изделий, обжига сосудов. Ключевые слова: Башкирское Зауралье, эпоха поздней бронзы, технико-технологический анализ керамики, реконструкция гончарства | 1416 | |||||
203 | В статье сопоставляются данные общеисторических исследований и результаты изучения на основе материалов музейных коллекций и архивов религиозного синкретизма в верованиях шорцев и бачатских телеутов – коренных малочисленных народов Притомья. Эмпирической базой исследования стали собрания музеев Санкт-Петербурга, Кемерова, Томска, Новокузнецка и других городов. В статье авторы рассматриваются проблематику взаимодействия анимистических верований, шаманского культа, православия и бурханизма в контексте междисциплинарного подхода, опираясь на методологические приемы макро- и микроанализа. В статье акцентируется внимание на особенностях религиозного синкретизма через обобщение исследовательских подходов к пониманию данного явления. Авторы обосновывают применение термина «Притомье» для территории компактного проживания шорцев и бачатских телеутов. На основе историко-генетического метода прослеживается последовательность и степень влияния на традиционное религиозное сознание компонентов мировых религий. В научный оборот вводятся новые источники в виде музейных коллекций и архивов музеев, характеризующие проявления религиозного синкретизма. Авторы приходят к выводу о сочетании в религиозных синкретических формах христианских и бурханистских компонентов, которое в большей степени проявилось у бачатских телеутов. Также авторами определено, что в ходе межкультурного взаимодействия северных шорцев и бачатских телеутов были заимствованы отдельные элементы бурханистских обрядов. Ключевые слова: религиозный синкретизм, межконфессиональное взаимодействие, традиционные культы, обрядность, анимизм, шаманизм, православие, бурханизм, музейные собрания, шорцы, бачатские телеуты | 1412 | |||||
204 | В данной статье рассматриваются предикативные посессивные конструкции, встречающиеся в восточных диалектах хантыйского языка. Целью данной статьи является определение как наиболее продуктивных и частотных типов предикативных посессивных конструкций, так и периферийных случаев выражение посессивности предикативными средствами. В статье мы рассматриваем, как взаимодействуют бытийные, локативные и посессивные конструкции. Ядерными конструкциями выступают бытийные / локативные посессивные конструкции, в которых посессор кодируется локативно-маркированной именной группой, а в качестве предиката выступает глагол-копула «быть». К периферийным предикативным посессивным конструкциям мы относим транзитивные посессивные конструкции с глаголом обладания «иметь, держать, владеть»; посессивные конструкции с глаголами положения «сидеть», «стоять», «лежать»; эквативные/инклюзивные/атрибутивные проприетивные конструкции, в том числе, редкий тип атрибутивных предикативных конструкций с посессивной-проприетивной семантикой с суффиксом-предикатором /-aki/. Преобладание бытийных/локативных конструкций обусловлено, на наш взгляд, контактным взаимодействием с русским языком в условиях билингвизма. В соответствии с типологией Стассена (2009), в восточнохантыйских диалектах наиболее частотна локативная стратегия (the locational possessive). Глагольная стратегия (the have-possessive) встречается существенно реже, и в настоящее время, судя по имеющимся данным, теряет специфическую сферы применения за счет расширения сферы локативных конструкций. Комитативная стратегия (the withpossessive) в диапазон восточнохантыйских посессивных конструкций не включается, так как имеет отличные характеристики и дистрибуцию, используясь в основном с глаголами движения. Ключевые слова: предикативные посессивные конструкции, стратегии предикативной посессивности, восточные диалекты хантыйского языка | 1411 | |||||
205 | Анализ динамики хакасского языкового сознания за последние 15 лет позволил выявить усиление позитивной направленности ценностных доминант в восприятии стимула кiзi «человек», которое представлено в синтагматических моделях морально-нравственной, интеллектуальной и внешней оценки человека. Заметный рост парадигматической схемы ассоциирования в структуре современных ассоциативных полей туган «родственник», аал «место традиционного проживания хакасов», аалҷы «гость», ахча «деньги» связан с изменениями в психолингвистической категоризации социального пространства человека. Динамика и сохранность в хакасском языковом сознании традиционных этнокультурных представлений, ценностной значимости семьи и родственных связей, места рождения и родины в значении исторической земли предков коррелируют с процессами адаптации к современным динамичным социально-экономическим реалиям. Ключевые слова: хакасский язык, хакасское языковое сознание, психолингвистическое значение, ассоциативное поле, аксиологическое значение | 1411 | |||||
206 | Обозначены основные направления исследований антропологии трудового права как самостоятельного раздела юридической антропологии. Обосновывается необходимость разработки отраслевой трудоправовой антропологии, характеризуется круг наиболее значимых проблемных вопросов. Авторами выдвигается тезис о наличии антропологических биолого-эволюционных факторов современного трудового права и сферы отношений по труду. Ключевые слова: юридическая антропология, антропология трудового права, эволюция человека, история законодательства о труде | 1410 | |||||
207 | В данной статье на примерах аудиозаписей расшифрованных сказаний рассматриваются особенности исполнительской традиции эпоса, проявляющиеся в случайных оговорках, повторах. Как правило, они возникают в момент сказа и являются естественными для живого устного сказывания. Уточнения и правки самого исполнителя сказания значительно облегчают исследовательскую работу фольклориста. Помимо случайных оговорок, в сказаниях А. П. Напазакова встречаются ошибки, которые тут же им правились. Встречающиеся в текстах ошибки, оговорки, повторы, русизмы, являющиеся исполнительскими моментами, зачастую зависят от памяти, настроенности сказителя и даже от слушателей, что является свидетельством непосредственного влияния сказителя на содержание эпического произведения и на его восприятие. Ключевые слова: Шорские героические сказания, эпическая речь сказителя, русизмы повторы и оговорки | 1407 | |||||
208 | Рассматривается система ударения в первых монографиях на селькупском языке, созданных Н. П. Григоровским. Рассмотренный материал позволяет сделать следующие выводы: 1) селькупское ударение в XIX в. принципиально не отличалось от того, которое в XX в. было зафиксировано А. П. Дульзоном и его последователями; 2) Н. П. Григоровский, не будучи лингвистом, в XIX в. зафиксировал в своих книгах иванкинский селькупский диалект с большой точностью, не уступающей лингвистам XX в., поэтому его работы имеют большое значение для изучения истории селькупского языка и должны быть в дальнейшем всесторонне проанализированы. Ключевые слова: селькупский язык, Н. П. Григоровский, система ударения, иванкинский диалект | 1406 | |||||
209 | Представлено исследование лингвистических и культурных аспектов метаморфозы персонажей в фольклоре трех народов обскоенисейского ареала: кетов, селькупов и хантов. В работе рассматриваются варианты мифа о происхождении месяца, общего для этих трех культур. Миф демонстрирует несколько метаморфоз, например: мужчина → половина мужчины без сердца → месяц; мужчина → лебедь → половина мужчины без сердца → месяц и др. Структура ситуации метаморфозы включает следующие компоненты: 1) кто/ что превращается; 2) в кого или во что превращается субъект; 3) инициатор метаморфозы (если имеется); 4) действия, сопровождающие и/или инициирующие трансформацию. Ключевые слова: фольклор, обско-енисейский ареал, метаморфоза, лексико-грамматические средства реализации | 1405 | |||||
210 | . | 1405 | |||||
211 | Самым многочисленным этнодисперсным сообществом в Карасукском районе Новосибирской области вплоть до начала Великой Отечественной войны были украинцы. Активно взаимодействуя с региональным полиэтничным сообществом на протяжении ХХ в., украинцы изменили свою идентичность. В 1970–1980-е гг. атрибуты народной украинской культуры, изъятые из повседневности, превратившись в ее символ, переместились в пространство музеев. В настоящее время в Карасукском районе Новосибирской области активно развивается музейное строительство и предпринимаются меры по сохранению и популяризации культурного наследия. Ключевые слова: украинцы, Карасукский район Новосибирской области, музейные практики, народная культура, культурное наследие | 1401 | |||||
212 | Нормативно-правовая культура является важной частью культурного наследия любого народа. Монгольские и шире – тюрко-монгольские народы обладают древними традициями правосознания, которые формировались в контексте традиционной культуры охотников, кочевников-скотоводов, воинов. Особый пласт традиционной нормативно-правовой культуры кочевников и охотников, пропитанной шаманистскими воззрениями составляют магические приемы и сакральные предметы. Совокупность таких предметов довольно широка и разнообразна – в нее входили метеориты («небесные стрелы»), почитаемые животные и части их тел, разные виды оружия. Комплекс традиционных представлений, запретов, обычаев и обрядов, можно охарактеризовать как меры, направленные на борьбу с правонарушениями и способствующие защите интересов в споре сторон. В данной статье внимание уделено магическим приемам и средствам, направленным на борьбу с воровством в среде кочевников. Ключевые слова: обычное право, религиозные воззрения, кража, почитаемые животные, волк | 1401 | |||||
213 | В ходе исследования метафоры зрения и рецепций мифологических образов смерти в современной культуре была выполнена реконструкция смыслов, лежащих в основе понимания связей между зрением (видением) и знанием. Уточнены отношения между зрением как способностью видеть естественные и сверхъестественные явления и зрением как способом фиксации отношений между жизнью и смертью в традиционной и современной культурах. Прояснение базовых идей, лежащих в основе мифологических преданий восточных славян и отраженных в художественной литературе и киноискусстве, продемонстрировало ключевую роль памяти и воображения в качестве структур сознания, которые обеспечивают хранение, трансляцию и воспроизводство этнокультурного наследия. Это дало возможность проследить рецепции мифологических преданий в произведениях Н. В. Гоголя, в кинопостановках данных произведений и через них – в современной массовой культуре. В результате, выявленные масштабы влияния славянской древности на современную культуру актуализировали вопрос о взаимных пересечениях мифологических представлений, сформированных древними славянами, и мифологических образов, возникших в классической древности. Ключевые слова: мифология, смерть, древние славяне, современная массовая культура, культурная идентичность, культурное наследие, литература, кино, античность | 1400 | |||||
214 | Статья посвящена психолингвистическому анализу традиционных гендерных стереотипов тюркоязычных народов, содержащихся в пословицах алтайского и якутского языков. В исследовании были использованы методы контент- и интент-анализа с целью выявления содержания и интенций, скрытой направленности пословиц, их сопоставление. В пословицах алтайского и якутского народов отражены традиционные семейно-родовые отношения, построенные на андрократических (патриархатных) установках, строгой регламентации гендерных различий, дихотомизации мужского и женского, иерархии статуса мужчин и женщин. В традиционных гендерных стереотипах алтайцев и якутов, содержащихся в пословицах, доминируют андроцентристские установки, гендерная поляризация, идеи о неравенстве полов. Выявленные интенции свидетельствуют о том, что в мужских стереотипах алтайцев и якутов преобладают интенции «Наставление», «Восхваление», «Совет», «Оценка». В мужских стереотипах якутов андроцентрический компонент выражен сильнее, чем у алтайцев. В женских стереотипах алтайцев и якутов преобладают интенции «Предостережение», «Обличение», «Порицание», «Упрек». В женских стереотипах якутов сексистский компонент выражен сильнее, чем у алтайцев. В целом мужские стереотипы алтайцев и якутов более согласованны, чем женские стереотипы. Ключевые слова: тюркские языки, алтайский язык, якутский язык, паремии, пословицы, поговорки, изречения, гендерные роли, гендерные стереотипы, мужские стереотипы, женские стереотипы, андроцентризм, андрократия, патриархат, гендерная поляризация | 1400 | |||||
215 | Дано описание функционирования аналитического аддитивного маркера əč̣ʼjə / jəč̣ʼjə в темиргоевском диалекте адыгейского языка и кубанском диалекте кабардино-черкесского языка и рассматриваются морфосинтаксические параметры, противопоставляющие разные его функции. Предлагается гипотеза о развитии у показателя əč̣ʼjə / jəč̣ʼjə, который исходно имел исключительно аддитивные функции или функции показателя сочинения, значений, в большей степени ориентированных на прагматику (контраст, эмфаза при отрицании и т. д.). Такая прагматикализация, по-видимому, сопровождалась не только факультативной фонетической редукцией, ведущей к возникновению новой аддитивной клитики, но и изменением порядка слов, что может связываться с другими типологическими характеристиками адыгских языков. Ключевые слова: адыгейский язык, кабардино-черкесский язык, аддитивный маркер, сочинение, прагматикализация, грамматикализация, порядок слов | 1399 | |||||
216 | Статья посвящена распределению диминутивных суффиксов существительных женского рода в сербском и хорватском языках. В ходе исследования было обнаружено, что обе системы распределения суффиксов тяготеют к доминантной системе с одним доминирующим суффиксом (-ица), чья сочетаемость морфонологически практически не ограничена. Ограничения, действовавшие на этот суффикс на более ранних этапах развития языка, постепенно элиминируются. Архаичный суффикс -ка, конкурировавший с -ица в праславянском языке, практически утратил свою прямую диминутивную функцию и используется, в первую очередь, для образования гипокористик. Основным отличием двух систем является функционирование суффикса -ца: в то время, как в сербском языке он продолжает выполнять традиционную для себя функцию образования диминутивов от основ женского рода на согласный, в хорватском языке он оказался практически утрачен и сохранился только в нескольких высокоидиоматичных производных. Ключевые слова: сербский язык, хорватский язык, южнославянские языки, словообразование, диминутивация, морфология | 1399 | |||||
217 | В статье рассматриваются традиционные марийские игры в жмурки и догонялки, в которых водящий называется медведем. Устанавливается ареал распространения этих игр, их сезонная и обрядовая приуроченность, а также соответствия этому образу в играх финно-угорских народов, тюрков и русских Урало-Поволжья. В научный оборот вводится ранее не публиковавшийся материал из рукописного архива МарНИИЯЛИ. Статья включает очерк этимологии марийского маска ‘медведь’, разбираются имеющиеся версии и излагаются дополнительные данные, в том числе: указание на соответствие марийского названия медведя (основные диалектные формы маска, маська, мäскä; мескä > мöскä) русским диалектным словам, означающим овцу (маська, миська). Такая логика наименования объясняется запретом слов, означающих диких животных, и метонимическим сдвигом семантики (овца – шерсть – медведь). Анализируется структура связи между марийским зоонимом (историческая форма – аба маска ‘медведь’) и именем типологически сходного персонажа в башкирской игре – мǝскǝй-əбей ‘баба-яга’. Ключевые слова: народные игры, марийская игровая лексика, финно-угорские языки, тюркские языки Урало-Поволжья, русские диалекты, заимствования, межэтническое взаимодействие, языковые контакты, персонажи фольклора | 1398 | |||||
218 | Человек находится в контакте с природой с незапамятных времен. Связь человек – природа односторонняя: человек не может существовать без природы и вводит в хозяйственный оборот все новые и новые ресурсы природы. Не случайно в зарубежной науке экология включает в себя биологию, археологию, этнографию, т. е. она не является исключительно гуманитарной областью знаний или исключительно естественно-научной. Книга В. Н. Адаева обогащает наши экологические представления, и в частности сибиреведение. Ключевые слова: книга В. Н. Адаева, человек – природа, экология, сибиреведение | 1397 | |||||
219 | Муниципальный музей г. Северска собрал этнографические материалы и уделяет большое внимание сохранению и популяризации культурного наследия русских сибиряков-старожилов, переселенцев и коренных народов Сибири. На постоянной историко-краеведческой экспозиции «По реке времени», работающей с 2001 г., регулярно проводятся экскурсии, лекции, игровые занятия для школьных и дошкольных образовательных учреждений города. В музее было реализовано несколько региональных и федеральных проектов, в том числе «Народный календарь. Творческие мастерские по традициям русских сибиряков», «Православие. Сближение. Творчество» и др. В 2015 г. новый проект «Музейный праздник „Ради красного словца“» получил поддержку федеральной программы «Культура России 2012–2018 гг.» в номинации «Нематериальное культурное наследие народов России». Для реализации этого проекта разработано несколько сценариев – «Деревенские посиделки», «Встреча у колодца», «У бабушки в гостях» и др., на которых сотрудники музея в народных костюмах ведут беседы, разыгрывают сценки, разговаривая только с помощью пословиц и поговорок. Ключевые слова: музей, этнографические экспонаты, фольклор, русские сибиряки | 1395 | |||||
220 | Освещается опыт составления библиографического указателя по истории и этнографии славянских диаспор Томской области (белорусов, украинцев и поляков). Указаны объекты библиографического отражения, хронологические рамки издания представленных в указателе работ. Описаны содержание и структура издания, указаны основания для группировки публикаций по разделам, принцип их библиографического описания; дана характеристика вспомогательного аппарата. Согласно выделенным разделам указателя представлен анализ содержания публикаций; делаются выводы о степени изученности вопроса в рамках выделенных направлений; указываются фамилии исследователей. Показаны механизмы поиска публикаций и сбора библиографических данных. Обозначена практическая значимость библиографического издания и перспективы дальнейшей работы в заданном направлении. Ключевые слова: библиографический указатель, славянские диаспоры, белорусы, украинцы, поляки, Томская область, Томск | 1394 | |||||
221 | Рассматриваются особенности реализации палатального сингармонизма в онгудайском и усть-канском говорах диалекта алтай-кижи. Анализ инструментальных данных свидетельствует о том, что алгоритмы проявления тюркской небной гармонии, последовательно реализующиеся в онгудайском говоре, не поддерживаются артикуляционно-акустической базой носителей усть-канского говора. Ключевые слова: тюркские языки Сибири, палатальный сингармонизм, консонантизм, экспериментальная фонетика, магнитно-резонансное томографирование, дигитальное рентгенографирование | 1393 | |||||
222 | Исследуется путь грамматикализации селькупской языковой единицы mi̮. Проведен анализ лексикографических работ по селькупским диалектам и обнаружено отсутствие общей интерпретации семантической и грамматической сущности данной языковой единицы. Настоящее исследование стремится выработать возможную стратегию представления семантической и морфологической информации языковой единицы в лексикографическом материале. В итоге работы показано, что для реального представления грамматического и семантического статуса языковой единицы необходимо указывать на ее переходное состояние и определять mi̮ как, во-первых, неопределенное местоимение (заменитель существительных и глаголов), во-вторых, элемент, служащий для образования новых лексем и соединения слов в составе словосочетаний и предложений. Ключевые слова: селькупский язык, грамматикализация, семантика, словообразование | 1393 | |||||
223 | В статье описываются результаты трех фольклорно-этнографических экспедиций, проведенных к тувинцам Китая в 2016 г. Анализируется степень владения фольклорно-этнографической традицией молодого поколения китайских тувинцев. Материалы, записанные от студентов-тувинцев, свидетельствуют о преемственности знаний по традиционному фольклору и обрядности. Отмечается, что молодежь в проведении ритуалов придерживается канона традиции, знает семантику и прагматику обрядов. В то же время, в зафиксированных произведениях устной прозы от молодого поколения можно отметить небогатый репертуар и слабое знание основ традиционной мифологии. Установлено, что фольклор и обряд в жизни тувинцев Китая является живой и динамичной системой традиционной культуры. В ходе трех экспедиций записаны образцы многих фольклорных жанров, а также зафиксированы разные этапы свадебной обрядности. Ключевые слова: тувинцы Китая, Синьцзян-Уйгурский автономный район, несказочная проза, обрядовый фольклор, экспедиционные исследования | 1393 | |||||
224 | Представлено исследование источников личного происхождения на польском языке, выявленных в процессе изучения биографии одного из виднейших декабристов, основателя первых тайных политических обществ в России Союза спасения и Союза благоденствия Александра Николаевича Муравьева. Речь идет о воспоминаниях А. Пауши, П. Мошиньского и Ю. Шембековой, ранее не востребованных исследователями. Мемуары содержат новые ценные сведения о сибирском периоде жизни декабриста, его мировоззрении, личности и взаимоотношениях с польскими товарищами по ссылке и освободительному движению. Ключевые слова: декабристы, освободительное движение, польская ссылка в Сибирь, мемуаристика, администрация, управление | 1391 | |||||
225 | Рассматривается проблема этнической идентичности белорусов и украинцев Томской области в контексте процессов этнического возрождения. Характеризуются основные направления работы украинского и белорусского центров г. Томска. В работе дается оценка эффективности работы национально-культурных центров сквозь призму такого показателя, как численность. Раскрываются причины ограниченного влияния этих организаций на повседневную жизнь людей. Выделяются отдельные группы внутри изучаемых этнических сообществ по степени выраженности этнического самосознания, а также факторы его определяющие. Показаны формы общественной активности вне национальных организаций. Выявлено, что процессы самоорганизации украинцев и белорусов Томской области протекают в условиях размытости этнической идентичности и не привели приводят к росту их численности в регионе. Ключевые слова: этническая идентичность, процессы этнического возрождения, белорусы, украинцы | 1391 | |||||
226 | «Описательная грамматика» Ш. Георга вышла в свет благодаря многолетней упорной работе по исследованию кетского языка. В своем труде автор представил новую концепцию по описанию кетской грамматики, которая выводит кетологию на новый современный научный уровень. Исследование строится с учетом специальной литературы по кетскому языку в полном объеме и базируется на языковом материале, представленном в архиве Томского государственного педагогического университета в качестве картотеки по кетскому языку и полученном в ходе собственных полевых исследований в кетских населенных пунктах на Енисее (1999–2002 гг.). Ш. Георг впервые представил всеобъемлющее и подробное описание кетской грамматики на английском языке, таким образом, результаты его работы доступны широкому кругу ученых во всем мире. | 1390 | |||||
227 | В статье на материалах поселений Томского Приобья раннего средневековья предложено видение автором проблемы развития черной металлургии в этом районе, обращено внимание на малое количество материала для доказательства широкого распространения местной черной металлургии. Одной из знаковых находок является орнаментированная горновая заслонка с поселения Кисловка 2. Автор определила этот предмет как ритуальный, использовавшийся при обрядах, которые проводились, вероятно, перед плавкой, железа. Нанесенный орнамент, состоящий из 5 рядов треугольников, может быть трактован как обращение к верхним силам с просьбой об удачной плавке. Ключевые слова: археология, черная металлургия, горн, руда, кузнечное ремесло | 1390 | |||||
228 | Аннотация: в статье на основе анализа словообразовательного гнезда с вершиной чиэ ‘холод’ в деривационно-семантическом аспекте дано описание основных способов словообразования в языке лесных юкагиров. Показано, что рассматриваемое словообразовательное гнездо относится к числу макрогнезд, состоящее из большого числа производных, является сильноразвернутым и многоступенчатым (образует четыре ступени производности, на каждой из которых находятся от 3 до 9 дериватов, и содержит 24 члена). Выявлены словообразовательные парадигмы и цепи данного словообразовательного гнезда. Показано, что словообразовательное гнездо с вершиной чиэ ‘холод’ на парадигматическом уровне представлено 6 парадигмами, на синтагматическом – 18 словообразовательными цепями, которые представляют собой ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной мотивации. Словообразовательные цепи данного словообразовательного гнезда являются как бинарными, так и полинарными, содержащими от двух до пяти компонентов. Уточнены дериваты словообразовательного гнезда, указаны значения словообразовательных аффиксов каждого деривата. Дана характеристика частеречным особенностям словообразовательного гнезда с вершиной чиэ, которая включает в свой состав единицы различных частей речи таких, как существительное, глагол, качественный глагол, имя действия, междометное слово, наречие. На примере словообразовательного гнезда с вершиной чиэ ‘холод’ показано, что словообразование существительных в колымском диалекте юкагирского языка может происходить путем лексикализации словосочетаний. Поскольку в юкагирском языке отсутствуют словообразовательные словари, создание лексикографических описаний колымского диалекта юкагирского языка является весьма актуальным направлением в юкагирском языкознании. Изучение состава и структуры словообразовательного гнезда позволит понять устройство словообразования юкагирского языка в целом, выявить словообразовательный потенциал того или иного слова, определить, уточнить или выявить семантику того или иного словообразовательного аффикса. Ключевые слова: юкагирский язык, колымский диалект, словообразовательное гнездо, значение, ступень словообразования, парадигма, словообразовательная цепь | 1390 | |||||
229 | Рассматриваются возможности классификации конструкций с посессивными маркерами в селькупском языке в рамках таких оппозиций, как личная – безличная, приименная (местоименная и именная) – предикативная, отчуждаемая – неотчуждаемая, внутренняя – внешняя, прототипическая – не прототипическая. Из 46 примеров селькупских конструкций с посессивными маркерами некоторые демонстрируют не посессивное, а значение указательности, идентифицируемости или определенности. Употребление посессивных суффиксов с некоторыми группами существительных ведет к их грамматикализации. Ключевые слова: посессивные конструкции, категоризация, селькупский язык, языковые средства посессивности, грамматикализация | 1387 | |||||
230 | Статья посвящена изучению феномена именослова и имянаречения в языческих движениях современной России. Исследуются принципы выбора и присвоения сакрального имени как средства самовыражения и самоидентификации новых язычников, их дистанцирования от действующего, традиционно сложившегося на основе православной культуры именника. Установлено, что ономастическое пространство неоязычества не повторяет и не накладывается на древний языческий именник. Ориентируясь на традиционный языческий ономастикон, современное язычество отражает собственные предпочтения в выборе имени. Выбор онима и обряд имянаречения определяются новыми условиями существования и отношениями духовного мира современного человека. Преобладают имена, как правило, сложной структуры, с положительной семантикой. Аксиологическими маркерами феномена современного язычества выступают понятия добра, света, славы, этические категории, переоценка собственного мировоззрения и мировидения через призму нового имени. Имя, по мнению, респондентов определяет изменения в их жизни, помогает расширению кругозора, самопознанию, улучшению качества жизни. Выступая в качестве социального, культурного и индивидуального маркера, новое имя является средством самоидентификации не только его отдельных носителей, но и новых языческих сообществ в целом. Ономастическое пространство современного язычества объединяет представителей неоязычества любого варианта, течения, толка, позволяя распознавать «своих» и «чужих» – других, не имеющих отношения к современному язычеству. Ключевые слова: современное русское язычество, ономастическое пространство, обряд, имянаречение, сакральность, самоидентификация, анкетный опрос | 1387 | |||||
231 | В статье рассматривается семантика глаголов закрывания и открывания в западных говорах хантыйского языка (с. Овгорт, Мужи, Восяхово, Теги). Данные собраны в ходе полевых исследований автора. Работа ведется в рамках более широкого типологического исследования, выполняемого с применением фреймового подхода к лексической типологии. Обсуждается категоризация основных фреймов закрывания и открывания в хантыйском языке, а также параметры, по которым противопоставлены между собой единицы этого поля. В некоторых случаях зафиксированы различия в устройстве рассматриваемого поля в хантыйских говорах. Демонстрируется асимметрия семантических зон закрывания и открывания. Анализируются выявленные метафорические сдвиги и сопутствующие им морфосинтаксические процессы. Ключевые слова: хантыйский язык, семантика, лексическая типология, глаголы закрывания, глаголы открывания | 1382 | |||||
232 | В статье рассматриваются скульптурные материалы из кургана Шороон бумбагар в Баяннуур сомоне Булганского аймака Монголии. В захоронении с элементами кенотафа обнаружено 90 деревянных и керамических антропоморфных скульптур. В настоящее время, все материалы находятся на хранении в музее г. Хархорин. Основываясь на результатах исследований скульптурных изображений в отечественной и зарубежной историографии автором предложена своя схема описания и характеристики антропоморфной микропластики. С целью ознакомления широких научных кругов с уникальными изображениями средневековых кочевников Центральной Азии тюркского времени, выполненных их современниками, дана характеристика 9 керамических фигур из фондов музея. Пять из них представляют фигуры, выполненные в полный рост, четыре – всадников. В описании дана характеристика материала изготовления; приводятся инвентарные номера и размеры согласно документации музея; отмечается степень сохранности фигур; дано описание костюма (верхняя и нижняя одежда, головной убор, обувь); характеризуются антропологические особенности скульптурных изображений и степень развитости растительности на лице (брови, усы, борода); дана расовая и, по возможности, этническая идентификация прототипов изображений. Кроме того, приведено описание лошадей и их сбруи. Новые материалы были сопоставлены с полученными ранее аналогичными скульптурными изображениями из кургана Шороон бумбагар в Замар сомоне Центрального аймака Монголии (хранящихся в Музее изобразительных искусств им. Г. Занабазара, г. Улан-Батор, Монголия). Отмечена технологическая и стилистическая схожесть керамической микропластики из обоих курганов, кстати, находящихся недалеко друг от друга. Характеристика новых материалов и проведенный сопоставительный анализ позволили датировать находки из кургана в Булганском аймаке второй половиной VII в. н.э., т.е. тюркским временем в период господства империи Тан. Анализ статуэток позволил сделать вывод о присутствии значительного восточноазиатского (китайского) компонента среди прототипов изображений. Другая часть несомненно принадлежит к тюркам - теле и относится, по –видимому, к южносибирской расе. Ключевые слова: тюрки, Центральная Азия, Монголия, курган, скульптура, микропластика, антропология, этническая идентификация | 1382 | |||||
233 | Статья посвящена лингвокультурологическому рассмотрению хакасских пословиц и поговорок с целью выявления и описания образа трудолюбивого / ленивого человека в хакасской пословичной картине мира. Материалом для анализа послужили около ста единиц паремий с соответствующей семантикой, собранные автором, в основном, из сборника «Хыйға сöс. Мудрое слово» (2014), также для сравнения привлекаются паремии других народов. Выявлено, что трудолюбивый человек в хакасском языковом сознании — это надёжный, добросовестный, усердный, основательный работник. Он, благодаря своему трудолюбию, обеспечивает питанием себя и свою семью. В паремиях, описывающих труд как источник богатства, обычно присутствует репрезентант чағ «сало». Образ ленивого человека отмечен такими мотивационными признаками, как бестолковость, склонность ко сну, малоподвижный образ жизни, пустая и бесцельная трата времени, проживание и питание за чужой счёт. Однако лентяй в народном сознании не воспринимается совсем как безнадёжный и пропащий человек, о чём свидетельствуют пословицы, предупреждающие о негативных последствиях лени, и имеющие воспитательный характер. При этом отношение хакасов к проявлению лени суровое и бескомпромиссное; нами не зафиксировано ни одной паремии, оправдывающей данный человеческий порок. Отдельный пласт составляют паремии, раскрывающие контрастивные оценочные характеристики двух типов людей — трудолюбивого и ленивого, что позволяет слушающим чётко и ясно воспринимать имплицитные поучительные коды народной мудрости. Считаем, что сложная, полиаспектная система образа трудолюбивого / ленивого человека в хакасском языке обладает хорошим когнитивным и лингвокультурологическим потенциалом и имеет перспективу для будущих исследований. Ключевые слова: образ трудолюбивого / ленивого человека, пословицы и поговорки, народная мудрость, концепт, содержание, хакасский язык | 1380 | |||||
234 | Статья посвящена традиционным обычаям гостеприимства, характерным для селькупской культуры. Для анализа использовались как фольклорные произведения селькупов, из которых были выявлены основные правила поведения для хозяев и гостей, так и материалы этнографических наблюдений (в том числе – записи воспоминаний из детства одного из авторов статьи – И. А. Коробейниковой). Также проведён анализ терминов приветствия и прощания, принятых у селькупов в середине ХХ в. в парабельско-нарымском (чумылкупском) диалектно-локальном ареале и получен вывод об их заимствованном характере из культур соседних народов (хантов, татар, русских). Ключевые слова: Селькупы, этикет, гостеприимство, нормы поведения в гостях, термины приветствия и прощания, обращение к уважаемым людям | 1377 | |||||
235 | В рамках изучения национальной стратиграфии томской научно-педагогической интеллигенции на основании изучения личных дел студентов, преподавателей и сотрудников из архива Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) удалось выявить имена и биографические данные 11 украинцев, работавших в ТГПУ в 1930–1950-е гг. Сравнительный анализ биографического материала позволил выявить общие признаки реконструированной модели эффективной деятельности ученого украинского происхождения (активность образования и научная продуктивность) и особенные признаки, изменявшиеся в зависимости от социально-экономических и политических условий в обществе, которые играли роль дополнительных факторов развития. Эти выводы оказались достоверными для реконструкции типологической модели советского ученого и педагога независимо от его национальной принадлежности. Идея интернационализма, присущая советскому народу как носителю единой идентичности, нивелировала национальные различия и особенности, а идеологизация советского общества с приоритетом диктатуры пролетариата, в том числе в области образования, заставляла приспосабливаться к общим требованиям в целях сохранения жизни и безопасности собственной семьи, поднимая классовый статус выше национального. Ключевые слова: национальность, вузовская интеллигенция, модель эффективной деятельности ученого-педагога, Томский государственный педагогический институт | 1376 | |||||
236 | В работе рассматриваются морфосинтаксические свойства аппроксимативных количественных конструкций в горномарийском языке в сопоставлении с количественными конструкциями с точным значением. Были исчислены стратегии выражения приблизительности и проанализированы основные морфосинтаксические свойства таких конструкций. Полученные данные проанализированы с точки зрения синхронии и диахронии, а затем сопоставлены с типологическими данными об устройстве количественных конструкций. В результате мы выяснили, что набор факторов, определяющих морфосинтаксис аппроксимативных количественных конструкций, соответствует типологическим ожиданиям. Однако реализация некоторых из этих факторов в горномарийском языке (например, влияние арифметического значения числительного на выбор числовой формы существительного) противоречит наблюдаемым в типологии закономерностям. Кроме того, аппроксимативные количественные конструкции позволяют узнать больше об устройстве горномарийской именной группы в целом. В частности, с помощью анализа таких конструкций мы получили сильные аргументы в пользу того, что существительные со значением единиц измерения являются частью квантификатора, а не настоящим квантифицируемым. Ключевые слова: Количественные конструкции, числовое маркирование, приблизительность, именная группа, морфосинтаксис, горномарийский язык | 1376 | |||||
237 | В 2013 г. автором статьи, в результате археологических исследований на реке Кеть в Нарымском Приобье, было обнаружено городище Чонджа. Проведенные рекогносцировочные исследования дали материал, относящийся к двум хронологическим периодам: эпохе бронзы и раннего железного века. Абсолютное большинство находок, представлено последним периодом. В основном это фрагменты керамических сосудов. На основании статистического анализа морфологии и орнаментики керамического комплекса памятника, сделан вывод о его культурной принадлежности. Установлено, что он входит в круг памятников кулайской культурно-исторической общности (КИО), но обладает рядом специфических особенностей. Наличие памятников со своеобразным керамическим комплексом, в Прикетье, позволяет поставить вопрос о выделении локального варианта кулайской культурно-исторической общности в данном регионе. Ключевые слова: археологические исследования, кулайская культурно-историческая общность, карбинский локальный вариант, городище Чонджа, керамический комплекс, культурное взаимодействие | 1375 | |||||
238 | В статье рассматриваются способы и средства выражения единственного и множественного числа в удэгейском языке. Обычно форма единственного числа имени не имеет оформления. Часто единичность подчеркивается лексическими средствами. Чтобы выразить понятие множества, используются маркеры -дзига, -тана, -гэту, а также *-кта и -ңка. Некоторые из них выделяются на этимологическом уровне. Кроме того, множественность, как и единичность, выражается лексически. Также мы рассматриваем показатели множества у прилагательных, так как в удэгейском языке не только существительные, но и прилагательные могут быть оформлены данными маркерами. Ключевые слова: категория числа, единственность, множественность, собирательность, существительное, прилагательное, лексические средства | 1375 | |||||
239 | В статье анализируются способы выражения предикативной посессивности в долганском языке – тюркском языке Северной Сибири. Вслед за типологией Б. Хайне (1997), мы понимаем предикативную посессивность как выражение посессивных отношений с помощью глагольной фразы (разд. 1). В долганском языке обнаруживаются различные типы предикативных посессивных конструкций: конструкции со значением совместности, локативные/целевые конструкции и генитивные конструкции. Наиболее частотными конструкциями являются совместные (разд. 3). Известно, что тюркские языки имеют тенденцию к использованию генитивных моделей (Johanson, 1998). Следовательно, можно выдвинуть предположение о влиянии языковых контактов на выбор определенного способа выражения предикативной посессивности и объяснить модели долганских конструкций ареальными факторами (разд. 4) Ключевые слова: посессивность, предикативная посессивность, языковые контакты, долганский язык, тюркские языки, сибирские языки | 1373 | |||||
240 | В данной статье рассматриваются употребления показателя POSS.3SG в горномарийском языке. Особое внимание уделяется контекстам с маркированием переключения кодов. Такое маркирование гармонично вписывается в представления о POSS.3SG как о показателе контрастивности. Часто говорящий использует русские слова, когда не может подобрать аналогичные марийские. Маркирование показателем POSS.3SG происходит в связи с т.н. парадоксом наблюдателя или феноменом «лингвистической чистки»: говорящий осознаёт, что лингвист интересуется именно его языком, и пытается скорректировать свою речь в ущерб естественности. Такое метаязыковое использование контрастивного маркера свидетельствует не только о полном разделении двух ментальных лексиконов билингвов, но также и о возможностях метаязыковых операций с ними в определённых условиях. Ключевые слова: дискурсивная посессивность, переключение кодов, контрастивность, дискурсивный маркер, ментальный лексикон, билингвизм | 1370 | |||||
241 | Статья написана ученицей Г. К. Вернера. В ней автор описывает жизненный путь и научное творчество своего учителя. Подробно она останавливается на содержании монографий (21), статей учёного, составленных им словарей, а также характеризует его учебно-методическую деятельность по немецкому и кетскому языкам. Сначала приводятся биографические данные до начала научной работы Г. К. Вернера. Описывается Томский, Таганрогский и подробно Боннский период в жизни и творчестве учёного. Большое внимание уделяется полевой работе и использованию экспедиционных материалов в дальнейших исследованиях енисейских языков. Освещена работа Г. К. Вернера как руководителя по написанию кандидатских диссертаций, особенность его консультаций. В статье упомянуты также опубликованные и большое количество неопубликованных рецензий и отзывов на научные труды и диссертации лингвистов США, Польши, Германии, России. Ключевые слова: енисейские языки, коттский язык, кетский язык, югский язык, Южная Сибирь, динлины, хунну, тенгризм, звуковая система, акцентология, протокультура, индейские языки, язык на-дене, этнос, орнаментика | 1369 | |||||
242 | Эта работа – вторая из цикла статей, посвященных возникновению и развитию многоязычия народов Колымско-Алазейской тундры, региона, где пересекаются территории расселения юкагиров, эвенов, чукчей, якутов и русских. Отправная точка данного исследования – эвены, их появление на указанной территории, их контакты с соседями, языки, на которых они говорили. По источникам (работам этнографов, путешественников, миссионеров) прослежены места кочевок эвенов в конце XIX – начале ХХ в. на указанной территории. Выяснено, что представители эвенских родов, кочевавших к западу от Колымы, говорили по-юкагирски, а большинство из них считало юкагирский язык родным. По-видимому, многие эвены этого ареала владели двумя языками (эвенским и юкагирским), некоторые были трехъязычными (владели эвенским, юкагирским, якутским), встречалось и четырех- и пятиязычие. У эвенов, кочевавших на юго-восточной границе Колымско-Алазейской тундры, встречалось эвенско-чукотско-русское трехъязычие. Статья включает краткое сравнительное описание двух говоров эвенского языка, распространенных на западе и востоке данной территории, которое подтверждает наличие в прошлом интенсивных языковых контактов между эвенами, юкагирами и якутами западной части региона. В то же время, в говоре эвенов восточной части Колымско-Алазейской тундры контактных влияний чукотского пока не обнаружено. Ключевые слова: многоязычие, эвенский язык, историческая социолингвистика, языковые карты, Колымско-Алазейская тундра | 1368 | |||||
243 | В работе на основе анализа научной литературы и архивного материала, в том числе, впервые вводимого автором в научный оборот, представлены основные положения, которые были выработаны участниками важнейших исследовательских инициатив XIX – нач. XXI в. по вопросам, относящимся к этнической идентичности юкагиров Якутии. В связи с этим проанализирована динамика наблюдений исследователей за состоянием ряда маркеров, включая «чистоту крови», уровень владения родным языком, самобытность хозяйственной деятельности и культуры, самосознание. Установлено преобладание «негативного» тренда на протяжении большей части рассмотренного периода в оценке учеными перспектив существования юкагиров в менявшихся условиях жизнедеятельности и сохранения ими своей этнической самобытности. В основе такого подхода лежал аккумулированный исследователями материал о неуклонной деградации комплекса объективных признаков, обусловленной, прежде всего, интенсивными ассимиляционными процессами, а впоследствии также и процессами глобализации. Вместе с тем, отмечены важнейшие изменения в позиции ученых, произошедшие в последние десятилетия и сопровождавшиеся ростом внимания к субъективным факторам в функционировании этнической идентичности. Кроме того, отмечено значение деятельности ученых в конструировании этнического самосознания современных юкагиров. Ключевые слова: коренные народы Арктики, юкагиры, Якутия, научные исследования, экспедиции, этническая идентичность, ассимиляция | 1366 | |||||
244 | . | 1363 | |||||
245 | Обсуждается вопрос реконструкции эмфатического элемента, элемента отрицательной полярности и отрицательного элемента |-naj|. Элемент отрицательной полярности и отрицательный элемент |-naj| в составе отрицательных местоимений и наречий является вторичным образованием – грамматикализацией соответствующего эмфатического элемента |-naj|. В свою очередь, предполагается, что эмфатический элемент |-naj| является результатом стяжения двух элементов: некого местоимения (или местоименной основы) |-nɛ| и частицы |-aj|. Ключевые слова: селькупский язык, реконструкция, эмфаза, отрицание | 1363 | |||||
246 | Фольклор, как явление народной культуры всегда входил в предметную область этнографии. Обрядовая поэзия, сказки, мифы в полной мере не могут быть объяснены вне этнографического контекста. В фольклорных произведениях при помощи этнографических данных могут быть выявлены архаические представления и реликты религиозно-магических практик, бытовавших в прошлом. В статье впервые на хакасском материале дается аналитический обзор фольклорных сюжетов, связанных со змеей. Делается вывод о том, что в культуре хакасов образ змеи был наделен сакральностью. Эта рептилия возводилась в ранг почитаемых духов-покровителей. Она имела прямое отношение к представлению о времени и календарной обрядности. Была тесно связана с культом природных объектов, в частности с почитанием гор, воды и воплощала идею плодородия. Змея, как представитель мира хтонических существ, наделенная огромной мистической силой, была включена в ритуалы инициации. В рассмотренных фольклорных материалах выявлены сведения об этнической истории и культурных связей коренных народов Южной Сибири. Змея для некоторых хакасских родов воспринималась в качестве тотема. Посредством змеиной символики в фольклоре был представлен процесс межэтнического взаимодействия кетоязычных аринцев с хакасами. В дальнейшем, в силу исторических причин, в том числе межэтнического взаимодействия с другими народами, образ змеи подвергся существенному переосмыслению и утрате многих архаических черт. В связи с чем, в фольклоре он уже наделяется преимущественно негативной коннотацией. Ключевые слова: хакасы, фольклор, мировоззрение, образ змеи, дух-покровитель, обрядность | 1363 | |||||
247 | Отношения предикативной посессивности в телеутском языке как языке Esse-типа выражаются внутри именных групп, в которых выделяются три основные стратегии кодирования согласно типологии Л. Стассена: а) локативный посессив; б) комитативный посессив; в) топикальный посессив. Стратегия локативного кодирования посессивности используется при отчуждаемом обладаемом, которое играет роль грамматического субъекта, а посессор находится в косвенном локативном падеже. Предикация выражается неизменяемыми именами наличия / отсутствия bar и joq. В утвердительных предложениях предикат наличия может опускаться, если логический субъект – непосредственно обладаемое, и сохраняется, если логический субъект – сам факт наличия или обладания. Комитативное кодирование посессивности является синтаксической инверсией локативной стратегии. Логическим и грамматическим субъектом комитативной конструкции является посессор, а вершинно-маркированным предикатом – проприетив с аффиксом *-lɨɣ; главная функция конструкции – атрибутивная. Наиболее частая стратегия кодирования предикативной посессивности в телеутском языке – топикальный посессив, и его разновидность – генитивный посессив. Глагольная стратегия кодирования посессивности имплицитно выражается переходными глаголами ‘держать’, ‘получать’ и т.д. Ключевые слова: тюркские языки, телеутский язык, посессивность, предикация; актуальное членение предложения | 1361 | |||||
248 | Рассматривается проблема ценностных предпочтений у финно-угорской группы народов (мордвы), проживающих в России в сопоставлении с особенностями культуры немецкого этноса на материале народных сказок. Выявлены базовые максимы национально маркированной аксиологической системы мордовского и немецкого сообществ. Сделан вывод о разных стратегиях формирования личности, отражающих специфику ментальности этноса. В немецкой ментальности закрепляется автономия индивида, самостоятельно принимающего решения, а в мордовской – восприятие себя как индивида, поступки которого направляются и контролируются некой силой свыше. Ключевые слова: аксиологическая система этноса, амбивалентность, народная сказка, картина мира, языковые категории, ценностные преференции, программа действий | 1360 | |||||
249 | II Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» (24–25 мая 2018 г.) была организована Хакасским государственным университетом имени Н. Ф. Катанова с участием более 200 учёных, преподавателей, представителей органов власти и неправительственных организаций из 10 регионов России и 2 зарубежных стран. Основная цель конференции состояла в поиске решений актуальных проблем сохранения и развития миноритарных языков и культур, связанных с базовыми потребностями народов Сибири в позитивной идентификации – этнической и гражданской, коррелирующей с сохранением родных языков и владением русским языком в контексте стратегических направлений государственной национальной политики РФ. Конференция способствовала привлечению внимания к проблемным вопросам, существующим в сфере сохранения и поддержки языкового многообразия в субъектах Сибирского региона РФ, позволила выявить тенденции, инновации и пути решения актуальных лингвоэкологических проблем, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию региональной и муниципальной языковой политики, воспитанию потребности в активном территориальном двуязычии. Ключевые слова: конференция, миноритарные языки, коренные народы Сибири, языковая политика | 1360 | |||||
250 | В статье рассматриваются формы взаимодействия языков в условиях расширения языковых контактов в современной России. На примере Волгоградской области показываются изменения этнолингвокультурного пространства отдельного региона, проявляющиеся в трансформации исторически сложившихся этнических пропорций населения; в формировании нового межэтнического баланса; в увеличении вариативности языковых контактов и типов двуязычия близкородственных и неблизкородственных языков. Устанавливается общая тенденция к гибридизации устного общения в полиязычной среде. Делается вывод о том, что данная тенденция проявляется в активизации гибридных лексем, образованных по русским словообразовательным и словоизменительным моделям и функционирующих преимущественно в сфере бытового общения. Отмечаются также тенденция к использованию гибридных лексем в СМИ. Авторы выделяют экстралингвистические и лингвистические факторы, существенно влияющие на появление новых лексем в условиях языковых контактов. Ключевые слова: языковая ситуация, миграция, языковые контакты, заимствования, гибридные лексемы | 1356 |