№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
151 | Публикуются экспедиционные записи И. Н. Гемуева, выполненные во время его поездки к северным манси в 1986 г., а также комментарии к записям публикатора. Данный полевой материал в основном посвящен обрядам жизненного цикла манси, также приведены важные сведения о пищевых запретах, почитании семейных духов-покровителей, ряде священных мест. Подробно описан обряд на женском священном месте Аращкан у д. Новинские. Ключевые слова: манси, обряд, жертвоприношение, погребение, сватовство, боги | 1347 | |||||
152 | Предпринята попытка системного описания явления псевдозаимствования, характерного для современных литературных языков. В центре рассуждений находится экстралингвистический детерминизм данного явления, свойственный и обычным заимствованиям. Наиболее значимыми признаками псевдозаимствования выступают: вторичность по отношению к собственно заимствованию, образующему фундамент для дальнейшего функционирования иноязычного материала в языке-реципиенте; неизвестность и непонятность продуктов псевдозаимствования носителям самого языка-донора; манипуляторный характер образования псевдозаимствований, которые могут рассматриваться как продукты либо сознательной манипуляции носителями заимствованным морфологическим материалом, например, с целью эвфемизации, либо вынужденной, когда носители привлекают к словообразованию производящий морфемный материал языка-донора в силу его престижности. Преимущество предлагаемого подхода состоит в возможности холистической интерпретации природы псевдозаимствования с учетом тенденций социолингвистического и контактологического порядков. Ключевые слова: псевдозаимствование, апостериорные образования, манипуляция, тенденции к диаморфизму, экзоглоссная языковая ситуация | 1345 | |||||
153 | «Тоянов городок» – местность, хорошо знакомая томичам, находится на левобережье реки Томи, напротив города Томска. Свое название территория получила из-за расположенного здесь городища. По существующим народным преданиям оно являлось ставкой князя татар-эуштинцев Тояна. Начало исследований городища относится к концу XIX в., однако в этот период и позднее, они ограничивались лишь осмотрами и сборами находок на поверхности. Городище и прилегающие к нему окрестности попадают с начала XX в. под дачную застройку. В первой половине XX в. на этом месте был построен тубдиспансер, в результате чего большая часть городища оказалась разрушенной, либо засыпанной строительным мусором. В музеях Томска хранятся неопубликованные документы и неизвестные коллекции находок, имеющие отношение к этому археологическому памятнику. В статье впервые представлена схема расположения городища и могильника «Тоянов городок», выполненная М. П. Грязновым в 1924 г., а также археологические сборы А. П. Дульзона, произведенные на этом комплексе в 1952 г. Ключевые слова: городище «Тоянов городок», князь Тоян, эуштинские татары, история исследований, керамика | 1344 | |||||
154 | Рассмотрена история старообрядческой семьи, проживавшей на территории Алтая, а в 1930-х гг. сосланной в Томскую область. В 1980-х гг. одной из представительниц этой семьи – Е. А. Яковлевой – был написан ряд рукописей, в настоящее время хранящихся в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского университета. Рукописи проанализированы с точки зрения их палеографической характеристики и содержания, приведено сравнение содержания рукописей Е. А. Яковлевой и других рукописей, хранящихся в ОРКП НБ ТГУ, в частности, в составе Скитской библиотеки и «раскольничьей» библиотеки Томской духовной семинарии. Сделан вывод о позднем (не ранее нач. XIX в.) формировании корпуса изучаемых текстов. Ключевые слова: старообрядчество, спецпереселение, история книги, палеография, кодикология, Канонник, Томская область, Алтай | 1343 | |||||
155 | . | 1342 | |||||
156 | В статье рассматривается динамика функционального развития современного тувинского языка в русле диахронно-социолингвистического подхода. Дана попытка охарактеризовать историю функционального развития тувинского языка в связи с историей тувинского общества, описываются социальные изменения, имевшие непосредственное влияние на функциональное состояние языка. В работе условно выделено несколько этапов, что позволяет увидеть движение языка от одной стадии к другой. Особое внимание уделено досоветской эпохе: тувинско-монгольским языковым контактам, истории возникновения тувинской национальной письменности, особенностям функционирования языка в период существования Тувинской Народной Республики, политической обстановке. В целом данный период рассматривается как положительный, что связано с формированием и становлением литературной формы языка, значительным расширением его общественных функций. Дается анализ функционального состояния языка в советский период, характеризующийся усилением роли русского языка в жизни тувинцев, постепенным ростом уровня тувинско-русского двуязычия, сокращением некоторых сфер функционирования тувинского языка. При этом проведенные исследования показывают, что в период СССР он оставался основным средством коммуникации тувинцев. Социально-политические преобразования начала 90-х гг. способствовали урегулированию юридического статуса тувинского языка, укреплению национального самосознания тувинцев. На основе исторической реконструкции представлена общая картина взаимодействия тувинского языка с монгольским и русским языками. В результате установлено, что именно монгольский и русский языки оказали существенное влияние на его современное состояние и являются его основными языками-компаньонами. В исследовании показано, что монгольский и русский языки в основном выполняли функцию языка делопроизводства, межэтнических контактов, обслуживали исключительно официальные сферы. Автор приходит к выводу, что тувинский язык не успел укрепить свои позиции в данных сферах. Подобная функциональная дистрибуция сегодня привела к ограниченному, ассиметричному использованию тувинского языка в сферах организованного общения. В заключение выделены основные этапы функционального развития тувинского языка. Ключевые слова: языковая ситуация, функциональная дистрибуция, общественная функция, тувинский язык, тувинцы, Тува | 1340 | |||||
157 | Рассматриваются особенности проприетивного суффикса -lkAn в эвенском языке. Рассматриваемый суффикс присоединяется к именным основам и выражает значение посессивности. Однако значения данного суффикса не ограничиваются притяжательным значением. В адвербиальной функции, например, суффикс передает значение «обладание в определенный момент». К другим значениям, выражаемым формой N-lkan, относятся: «совместность»: суффикс присоединяется к имени существительному, обозначающему человека, личному местоимению, имени собственному (в адвербиальной функции); «то, что надевается (используется)»: с существительными, обозначающими элементы одежды; «количество»: с существительными, обозначающими вместилище, контейнер; «возраст человека»: присоединяется к числительным. Несмотря на то что значение «совместность» может также выражаться комитативным падежом, данные конструкции значительно отличаются. Суффикс комитативного падежа может присоединяться совместно с лично-притяжательным суффиксом, тогда как суффикс -lkan не может. N-lkan в атрибутивной функции может как маркироваться инструментальным падежом, так и употребляться без него. Немаркированная инструментальным падежом форма имеет значение «быть надетым», «быть в использовании», тогда как оформленная инструментальным падежом форма необязательно имеет значение подобного состояния. Также имеется абессивная форма aač -LA, семантически имеющая противоположное значение проприетивному суффиксу -lkAn. Значение формы aač -LA сводится к значениям «отсутствие», «необладание», «несовместность». Проприетивный суффикс и абессивная форма имеют некоторые сходства, в частности обе формы выполняют атрибутивную, предикативную и адвербиальную функции. Однако в отношении их морфосинтаксиса данные формы демонстрируют определенные различия: в адвербиальной функции форма aač -LA облигаторно оформляется инструментальным падежом, тогда как N-lkan в адвербиальном употреблении как оформляется инструментальным падежом, так и используется без него. Ключевые слова: эвенский, тунгусский, проприетивный суффикс, посессивность | 1338 | |||||
158 | Обряд проводов в рекруты (солдаты) у чувашей, как и у других народов России, начал складываться с введением рекрутской повинности. По развернутости и вариативности рекрутская обрядность значительно уступает свадебным и похоронно-поминальным ритуалам, однако представляет собой достаточно сложный и структурированный обрядовый комплекс. В настоящей работе на основе архивных, литературных источников и авторских полевых материалов рассматриваются магические обряды, приметы и поверья в рекрутской обрядности чувашей Урало-Поволжья в середине XIX – начале XX в. Своей целью они имели магическое воздействие на судьбу призываемого на военную службу, окружение его надежной и постоянной защитой, обеспечение благополучного возвращения на родину. Ключевые слова: чуваши, проводы в рекруты, магические обряды, Волго-Уральский регион | 1335 | |||||
159 | В данной статье рассматриваются неглагольные предикативные конструкции в кетском языке и анализируются стратегии, используемые для их отрицания. Описываются следующие группы предикатов: именные (инклюзивные и эквативные), атрибутивные и локативные (собственно локативные, бытийные и посессивные). Стратегии отрицания, используемые в данных конструкциях, анализируются с точки зрения морфосинтаксической и парадигматической симметрии / асимметрии по отношению к аффирмативным вариантам, а также рассматриваются в плане их отличия от стандартной отрицательной стратегии. В частности, рассматривается особый вид отрицательных бытийных конструкций, который демонстрирует черты, свойственные локативным конструкциям. Результаты исследования представляют интерес как для ареальных исследований, так и для типологических обобщений, связанных с отрицанием в неглагольных предикатах. Ключевые слова: кетский язык, отрицание, неглагольные предикаты, локативные конструкции, бытийные конструкции, посессивные конструкции, исчезающие языки, языки Сибири, типология | 1333 | |||||
160 | Рассматриваются возможности репрезентации наследия выходцев из России, внесших существенный вклад в развитие Беларуси, посредством кластерной стратегии в организации культурно-туристических программ. Сделан акцент на материальном и духовном наследии великих исторических деятелей П. А. Румянцева-Задунайского, З. Г. Чернышева, А. В. Суворова, И. Е. Репина и других, а также выдающихся представителей культуры XX и XXI вв.: композитора Николая Аладова, скульптора Андрея Бембеля, поэта Константина Симонова, писателя Александра Твардовского, балетмейстера Валентина Елизарьева и других. Ключевые слова: кластер, репрезентация наследия, историко-культурное наследие, русские в Беларуси | 1330 | |||||
161 | Рассмотрены некоторые аспекты проявления западноевропейского антисемитизма в первой половине ХХ в. и дана ретроспекция отношения к евреям как к этносу в дореволюционной России и в ранний советский период, выявленная на основе анализа специфического источника – фильмов 1910–1940-х гг. Основная задача – показать национальные черты еврейского характера, проявившиеся в дореволюционном и советском кинематографе. В результате было выявлено, что в дореволюционном кинематографе акцент сделан на мелодраматических сюжетах, вызывающих сочувствие к еврейским бедам и предлагающих воспринимать евреев как обычных людей. В советском кинематографе раскрываются темы еврейского быта, участия евреев в февральской революции, а также затрагиваются события, связанные с переселением евреев в Крым и Биробиджан. Ключевые слова: национальная идентичность, еврейский характер, антисемитизм, еврейский быт в дореволюционном кино, отражение участия евреев в революции в советском кинематографе, переселение евреев | 1329 | |||||
162 | Привлечение к изучению явления анадиплосиса представляется актуальной исследовательской задачей. Семантический анализ языковых единиц эпоса проводился в работе с привлечением словарных дефиниций при актуализации анадиплосиса в тексте якутского героического эпоса «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева. Для наиболее полного выявления разнообразия и разнохарактерности средств когезии, выраженных анадиплосисом в тексте олонхо, посредством компонентного анализа проводится разложение анадиплосиса на элементы. Для установления истинности онтологизируемой информации, касающейся в данном случае проблемы когезии в эволюции эпического повествования, в языковых единицах используется метод верификации. Прямое номинативное значение языковых единиц якутского языка отражает основные компоненты анализируемой структуры, что способствует экспликации актуализации слова в контексте. Семантико-когнитивный анализ при помощи когнитивной интерпретации анадиплосисов позволяет выявить представления сказителя и его аудитории об эпической действительности, членение эпического времени и пространства. Ретроспективный и проспективный анализ рассматриваемых примеров используется в работе для описания и классификации видов анадиплосиса в олонхо. Общим методом исследования является индуктивно-дедуктивный, т.е. в результате проведенного анализа практического материала делаются теоретические выводы. Установлено, что анадиплосисы в тексте якутского героического эпоса олонхо представляют собой контактную когезию-подхват и являются одним из основных средств связи, эксплицированным на поверхностной структуре текста: на стыке основного эпического повествования и его дополнения. Они порождены масштабностью эпического текста и являются прямым доказательством нелинейности эпического повествования, о чем также свидетельствуют смоделированные схемы анадиплосисов. Также выявлено, что анадиплосисы образуются посредством повтора и дословного повтора в сочетании с указательными местоимениями: ол / оол, бу. Все рассмотренные примеры состоят из двух взаимодополняющих членов, представляющих собой дискретные структуры. При классификации анадиплосисов можно выделить три основных вида: ретроспективные, условно-медиальные и проспективные, где основным критерием классификации служит темпоральная направленность анадиплосисов. Ключевые слова: олонхо, подхват, стык, анадиплосис, когезия, повтор, ретроспективные анадиплосисы, медиальные анадиплосисы, проспективные анадиплосисы, возвратные анадиплосисы | 1329 | |||||
163 | Исследуются условия и механизмы формирования различных моделей коллективных идентичностей у тюркоязычных народов Сибири в конце ХХ – начале ХХI в. Делается вывод о значимости архаичных социальных институтов как о первоначальном этапе моделирования родовых идентичностей. Подчеркивается связь между этническими процессами и возникновением этнических моделей идентичностей. Незавершенность этнической консолидации находит отражение в стремлении отказаться от искусственных этнонимов и поиска новых. Показывается значимость конфессиональной идентичности как дополнительного фактора для закрепления слабо выраженной этнической идентичности. Выявляется значение исторической (квазиисторической) памяти для конструирования различных моделей идентичностей вплоть до «общетюркской» (центрально-азиатской). Ключевые слова: идентичность, этническое самосознание, тюркоязычные народы Сибири, историческая память, род, этноним, конфессия, этнические процессы, конструирование | 1325 | |||||
164 | В статье анализируется семантическая структура базовых перцептивных глаголов кöр- «смотреть, видеть» и ис- «слушать» в хакасском языке. В частности, выявляются и описываются не отраженные в словарных интерпретациях периферийные компоненты их семантики, которые формируются соотношением грамматических и семантических элементов. Установлено, что рассмотренные базовые перцептивные глаголы хакасского языка представляют периферийную часть концептуализации зрительного и слухового восприятий, которая обладает семантическими, ассоциативными и когнитивными особенностями. Грамматические же показатели уточняют и добавляют определенные оттенки в семантику глагола. Соотношение грамматических и содержательных компонентов в семантической структуре глагола кöр- «смотреть, видеть» систематизируется в синтаксических конструкциях, передающих оценочно-характеризующие высказывания со стороны говорящего (кöрдек анны… «посмотрите-ка на него / на нее…»). Как вводное слово данный глагол формирует конструкции, выражающие опасение, предостережение от негативной ситуации; наказ с оттенком категоричности; угрозу и предупреждение о том, что говорящий готов ответить на нежелательные действия противника. Раскрытие соответствующих грамматических и содержательных форм в структуре глагола ис- «слушать» нами не зафиксировано. Однако значительно реже, чем глагол кöр- «смотреть, видеть», он может вводить конструкцию, описывающую перцептивную ситуацию или факт, являющийся достоверным убеждающим аргументом говорящего в своей правоте. Наиболее часто глаголы кöр- «смотреть, видеть» и ис- «слышать» часто употребляются в форме призывов к зрительному и слуховому восприятию. Таким образом, рассмотренные базовые перцептивные глаголы хакасского языка представляют собой периферийную часть концептуализации зрительного и слухового восприятий, которая обладает семантическими, ассоциативными и когнитивными особенностями. Ключевые слова: хакасский язык, базовые перцептивные глаголы, коммуникативный акт, говорящий, семантика | 1325 | |||||
165 | А. П. Дульзон (09.11.1900–15.01.1973) известен в уралистике как ученый весьма широкого диапазона, как создатель многих новых принципов исследования самодийских языков. Известны его огромные заслуги в области изучения дорусского населения Западной Сибири: чулымских татар, кетского и селькупского языков, енисейско-чукотско-корякских языковых связей в области спряжения, общностей глагольных форм индоевропейских языков с урало-алтайскими, одинаковых черт индоевропейских языков с енисейскими в области склонения и др. Стержневой доминантой научного интереса А. П. Дульзона является исследование гидронимической лексики, в частности истории ее происхождения и смыслового содержания. Заслуживают внимания древние топонимы, анализ которых, как справедливо подчеркивает А. П. Дульзон, чрезвычайно затруднен, так как они в современном своем виде представляют собой не просто результат различных наслоений на некое древнее ядро, которое возможно было бы найти, сняв эти напластования, – древние топонимы нередко полностью модифицировали свой облик. К разряду реликтовых географических названий Урало-Поволжья относятся топонимы угро-самодийского происхождения, представляющие собой загадку, разгадка которой закодирована многовековыми изменениями их фонетического облика и значительными преобразованиями смыслового содержания. Все это свидетельствует о сложных этногенетических процессах народов уральской расы. Поэтому совершенно неосновательно рассматривать созданную топонимическую систему Урало-Поволжья как результат творчества только лишь ныне проживающих там народов, игнорируя тем самым ее хронологические срезы и факты воздействия на ее формирование субстратных, суперстратных и иных явлений. Между тем этимолог, пренебрегающий общепризнанной хронологией реалий и понятий, не только не вносит определенную ясность в спорные вопросы этно- и глоттогенеза уралоязычных народов Поволжья и Приуралья, но и создает значительную путаницу в их решении. На самом деле этимологическая интерпретация гидронимов Урало-Поволжья невозможна без широких диахронных и синхронных сопоставлений, без учета временных и пространственных рамок уральских языков. При сопоставительном картографировании названий речных объектов Урало-Поволжья выясняется, что некоторые из них имеют параллели в Западной Сибири (гидронимы-двойники). Ключевые слова: А. П. Дульзон, Урало-Поволжье, топонимия | 1324 | |||||
166 | . | 1322 | |||||
167 | В данной статье к рассмотрению привлекается материал, собранный автором в ходе экспедиции (в ноябре-декабре 2017 г.) в п. Тухард (сельского поселения Караул) Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края и на стойбищах оленеводов в Тухардской тундре. В первом разделе статьи очерчены границы Тухардской тундры, кратко обозначены основные вехи в истории п. Тухард, приведены данные по численности населения данного региона. Во втором разделе автор описывает, что представляет собой материал исследования (это подробные социолингвистические интервью с разбором родословных и языковых биографий носителей тухардского говора таймырского диалекта тундрового ненецкого языка), и рассматривает основные трудности и проблемы метода социолингвистической реконструкции по данным языковых биографий. В третьем разделе приводятся фамилии представителей разных локальных этнических групп Тухардской тундры (тундровые ненцы, тундровые энцы, долгане и т.д.). Четвёртый раздел статьи иллюстрирует возможности метода социолингвистической реконструкции по данным языковых биографий: в нём последовательно рассмотрены особенности функционирования многоязычия в условиях смешанных браков и ведения хозяйственной деятельности представителями разных этнических групп, а также лингвистические идеологии, которые за этим стоят. Кроме того, в этом разделе наглядно показано, как происходит утрата этого многоязычия («большой переход на ненецкий»). В заключение статьи делается вывод об уникальности локальной группы тухардских ненцев, в которой «растворено» множество иноэтничных компонентов. Ключевые слова: тундровый ненецкий язык, тундровый энецкий диалект, долганский язык, языковая биография, социолингвистика, лингвистическая идеология, многоязычие, локальная этническая группа | 1321 | |||||
168 | На широком фактическом материале рассматривается вопрос о вхождении в культуру селькупов муки и хлеба в качестве продуктов питания. Проводится сравнительный кросскультурный анализ способов использования муки и изготовления хлеба: сведения от селькупов сравниваются с данными, собранными у народов, проживающих на сопредельных территориях – васюганских, ваховских, юганских хантов, северных (тазовских) селькупов, кетов, ненцев и других народов Западной Сибири. Результатом исследования стали следующие выводы: во-первых, широкое проникновение хлеба в культуру селькупов относится к периоду заселения Нарымского края русскими (XVII в.); во-вторых, появившийся как инновация хлеб со временем занял прочное место в системе их традиционной культуры – производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной. Ключевые слова: мука, хлеб, традиционная культура, система питания, хлебная печь, подовый хлеб, среднеобские селькупы, васюганско-ваховские ханты | 1316 | |||||
169 | Исследуется одна из ключевых составляющих этничности современных монголов – представление о родных кочевьях. Приводятся различные варианты интерпретации данного образа и анализируется ситуативный характер его восприятия. При рассмотрении источников особое внимание уделяется литературному и музыкально-поэтическому творчеству монгольских авторов XX – нач. XXI в. В заключение подчеркивается двойственная сущность современных представлений о малой родине монголов: внешняя абстрактность и внутренняя индивидуальная образность и ассоциативность с конкретной местностью, природными объектами и духами-хозяевами родного пространства. Ключевые слова: Монголия, монголы, этническое самосознание, этничность, родина, образ | 1315 | |||||
170 | Представлено исследование ряда исторических документов, письменных материалов, предоставленных руководителем польского национально-культурного объединения «Родник» Н. Э. Гартман, о судьбах поляков в Горном Алтае в 30–50-е гг. XX в. Основной акцент сделан на необходимости восстановления и сохранения исторической правды о судьбах польских граждан в периоды депортации и сталинских репрессий, а также в годы Великой Отечественной войны в Республике Алтай. Предпринята попытка аккумулировать опыт исследований ученых, общественных организаций и частных лиц по конкретизации статистических и фактических данных о судьбах поляков в Республике Алтай в период сталинских репрессий и в годы Великой Отечественной войны. Ключевые слова: польское национально-культурное объединение «Родник», депортация, репрессии, Республика Польша, Ойротия, Горный Алтай | 1313 | |||||
171 | Дается описание жертвенного комплекса в честь божества Мирсусне-хума, который был зафиксирован в ходе экспедиционных работ 2015 г. в Березовском районе ХМАО-Югры. Комплекс состоит из покрывала и богатырского шлема, оба атрибута выполнены из сукна обскими манси. Датировка предметов проведена по пришитым к ним монетам и определена 1920–1930 гг. Приведены ранее описанные аналоги, предложена авторская версия семантики антропоморфных и зооморфных фигур, которые представлены на покрывале и шлеме. Иконография Небесного всадника на богатырском шлеме, по мнению автора, отражает эпоху, в которую он был изготовлен: фигура божества наделена элементами снаряжения и одеяния, характерного для красноармейцев 1930-х гг. Ключевые слова: манси, шлем, покрывало, жертвоприношение, традиция | 1313 | |||||
172 | В работе соотносится номинация берестяной посуды, которой пользовались сами селькупы – представители различных диалектно-локальных групп данного этноса, с видами берестяных предметов, характеризующих их быт. Для анализа были задействованы образцы берестяной утвари южных селькупов из музеев РФ и Хельсинки (Финляндия), проанализирована музейная документация, сопровождающая их. На основе разработанной ранее классификации берестяной утвари было проведено соотнесение всех доступных вещественных экземпляров по группам классификации с выявленным номинативным рядом. Это позволило определить общие обозначения групп предметов традиционного селькупского происхождения, выявить частные диалектные названия и на основе лингвистических данных определить, какие названия берестяной утвари являются заимствованиями. Ключевые слова: берестяная утварь, селькупы, селькупский язык, диалекты селькупского языка, селькупские коллекции в музеях РФ, Финляндии, классификация, номинация предметов | 1310 | |||||
173 | В статье рассматриваются вопросы именной инкорпорации в кетском языке, а именно конструкции, включающие глаголы с инкорпорированными именами, которые являются семантическими пациенсами (прямыми дополнениями). Приводится доказательство того, что инкорпорированное имя занимает отдельную позицию в структуре глагола, которая следует за позицией агенса и отделяется от ядерной глагольной основы словоизменительными аффиксами. Исходные и инкорпорированные синтаксические структуры анализируются с иcпользованием принципов динамического синтаксиса, предполагающих наличие деривационных отношений между синтаксическими конструкциями. Таким образом, особое внимание уделяется прототипической инкорпорации, которая предполагает противопоставление исходных неинкорпоративных конструкций и производных инкорпоративных. В общих чертах охарактеризована возможность инкорпорирования локативов, инструмента и средства. Сделан вывод, что использование инкорпорации в кетском языке имеет ограниченный характер по сравнению с рядом других инкорпорирующих языков. Ключевые слова: кетский язык, актантная деривация, инкорпорация, инкорпорирование имен пациенса, детранзитивация | 1309 | |||||
174 | В настоящей работе мы представляем результаты экспериментального исследования влияния вербальной коммуникации на кооперативные процессы в мужских коллективах. Коэволюция кооперации и вербальной коммуникации составляет важный аспект эволюционной антропологии, поскольку человек, как вид, отличается особыми кооперативными и коммуникативными (язык) способностями. Мужская кооперация представляет особый интерес. Исторически так сложилось, что именно мужчины были всегда вовлечены в деятельность, связанную с необходимостью в групповой кооперации (военное дело, охота). Важную роль в укреплении мужской кооперации играла и повсеместно распространенная патрилокальность, при которой мужчины, в отличие от женщин, на протяжении всей жизни оставались в кровнородственных мужских коллективах (мощный фактор укрепления мужской кооперации согласно теории родственного альтруизма У. Гамильтона). Модельной группой нашего исследования стали молодые мужчины бурятской национальности (104 участника; возраст 20±2 года) – традиционно кочевые скотоводы с ярко выраженной патриархальной культурой; жители г. Улан-Удэ. Склонность к про-социальному поведению участников оценивалась в групповой экспериментальной игре «Общественное благо», которая проводилась в группах из 4 человек, в условиях взаимодействий «лицом к лицу». Суть игры заключалась в том, что участникам предлагалось вынести несколько последовательных решений о том, сколько собственных денежных средств (предоставленных каждому игроку в личное распоряжение) он желает вложить в «общий проект», а сколько оставить при себе. Сумма вложенных в «общий проект» средств в последствии удваивалась и распределялась поровну между всеми четырьмя участниками группы. Эта игра позволяет определить индивидуальную склонность к кооперации, обману, альтруистичному поведению. Эксперимент проводился в 2 раунда: (1) при отсутствии какой-либо коммуникации между участниками; (2) при условии возможности переговоров. Важно отметить, что в обоих случаях решения о вложении средств в «общий проект» принимались участниками секретно, так что другие участники группы не могли проверить, кто сколько вложил (даже несмотря на договорённости, присутствовавшие во втором раунде игры). В результате исследования было установлено, что вербальная коммуникация между участниками оказывает колоссальный положительный эффект на проявления кооперативного поведения, способствует сдвигу поведения в сторону интересов группы, а не индивидуальной выгоды. Повышенная индивидуальная вербальная экспрессивность была свойственна высоко-кооперативным участникам. Однако небольшая часть участников характеризовалась антисоциальным поведением (применением стратегии обмана). К нашему удивлению, им была свойственна еще большая степень вербальной экспрессивности. Мы склонны полагать, что полученный результат свидетельствует об использовании обманщиками сверхстимула, для расположения к себе других участников группы, что является необходимым условием для успешного обмана. Результаты обсуждаются с эволюционной точки зрения. Ключевые слова: кооперация, коммуникация, вербальная коммуникация, альтруизм, буряты, эволюция человека | 1307 | |||||
175 | Представлен анализ модели речевого поведения извинения в русском и немецком языках. В первой части статьи иллокуция извинения определяется в терминах естественного семантического метаязыка. Контрастивное исследование проводится с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения структуры: выделяются основные языковые модели реализации извинения. Во-вторых, с точки зрения прагматики: рассматривается, различаются ли ситуации, в которых русские и немцы выражают извинение, и если да, то как. Показано, что для сопоставления русского и немецкого языков важным являются различия между конвенциональным извинением и извинением по существу. В-третьих, на основе методики коммуникативно-прагматического поля описываются возможности выражения извинения в русском и немецком языках. Выявляются особенности организации поля в этих языках. Исследование базируется на существующих корпусах немецкого и русского языков. Ключевые слова: речевое поведение, извинение, межкультурная коммуникация, контрастивная лингвистика, русский, немецкий | 1305 | |||||
176 | Приводятся исторические сведения о некоторых средневековых тюркских племенах, имеющих отношение к проблеме происхождения и формирования казахского народа. Авторы анализируют и значительно развивают выводы исследователей, занимавшихся изучением этнонимов, сохранившихся в составе многих тюркских народов, в том числе и у казахов. Систематизируются полученные данные о связи этнонимов с географическими названиями местности, на территории которой обитали одноименные племена, об алтайских истоках некоторых из них и тесных взаимных контактах общих этнических элементов, принявших позднее участие в формировании многих тюркоязычных народов. Объектами изучения стали некоторые племена, входившие в состав казахского Младшего жуза – макскар, таз, шеркеш, кзылкурт. Изучение названных сюжетов позволило автору установить возможную взаимосвязь появления этнонимов в структуре казахских племенных объединений с историей их формирования, уходящей в глубокую древность. Исследование соотносится с постановкой проблемы хронологии этапов формирования казахской народности и является дополнением в аргументации выделения протоказахского периода его становления. Ключевые слова: этнические процессы, казахские племена, маскар, таз, кзылкурт, этноисторические взаимосвязи, тамги | 1301 | |||||
177 | Представлено исследование лингвистических и культурных аспектов метаморфозы персонажей в фольклоре трех народов обскоенисейского ареала: кетов, селькупов и хантов. В работе рассматриваются варианты мифа о происхождении месяца, общего для этих трех культур. Миф демонстрирует несколько метаморфоз, например: мужчина → половина мужчины без сердца → месяц; мужчина → лебедь → половина мужчины без сердца → месяц и др. Структура ситуации метаморфозы включает следующие компоненты: 1) кто/ что превращается; 2) в кого или во что превращается субъект; 3) инициатор метаморфозы (если имеется); 4) действия, сопровождающие и/или инициирующие трансформацию. Ключевые слова: фольклор, обско-енисейский ареал, метаморфоза, лексико-грамматические средства реализации | 1298 | |||||
178 | Данная статья посвящена исследованию скорости речи носителей кубанского диалекта кабардино-черкесского языка. В ходе полевого исследования был проведен эксперимент, в котором участвовало девять носителей кубанского диалекта кабардино-черкесского языка. Эксперимент состоял из нескольких частей. В первой части информантам предлагалось рассказать истории по картинкам. Картинки предъявлялись информанту, после ознакомления картинки забирались, а информант должен был пересказать историю другому информанту. Во второй части эксперимента информантам предлагалось прочитать два текста (прозаический и стихотворный), написанных на кубанском диалекте кабардино-черкесского языка. Все этапы записывались на диктофон и потом размечались в программах ELAN и Praat. Для выделения единиц речи мы использовали критерии выделения элементарных дискурсивных единиц, предложенные в работе (Кибрик, Подлесская, 2014). Ключевые слова: адыгские языки, кабардино-черкесский язык, скорость речи, устный дискурс, чтение текста | 1298 | |||||
179 | В статье рассматриваются метафорические экспрессивы как единицы экспрессивного лексического фонда тувинского языка в сопоставлении с русским языком. Представляются наблюдения в сфере экспрессивной лексики, образованные семантической деривацией. Рассматривается общая картина по таким единицам, а именно осуществляется ли метафорический перенос в тувинском языке и в каких сферах наименования это происходит, затем приводится сравнение аналогичных лексем в русском языке. Метафорические переносные значения являются универсальными средствами выражения эмоционального отношения и социальных оценок говорящего к предмету речи в рассматриваемых языках. Работа показала, что в тувинском языке данный способ образования нового значения слова однозначно функционирует, выявлено семь схем семантической деривации. На материале метафорических экспрессивов обнаруживаются особенности тувинской и русской языковой картины мира. Ключевые слова: метафора, экспрессив, семантическая деривация, тувинский язык, русский язык, языковая картина мира | 1296 | |||||
180 | Представлено исследование источников личного происхождения на польском языке, выявленных в процессе изучения биографии одного из виднейших декабристов, основателя первых тайных политических обществ в России Союза спасения и Союза благоденствия Александра Николаевича Муравьева. Речь идет о воспоминаниях А. Пауши, П. Мошиньского и Ю. Шембековой, ранее не востребованных исследователями. Мемуары содержат новые ценные сведения о сибирском периоде жизни декабриста, его мировоззрении, личности и взаимоотношениях с польскими товарищами по ссылке и освободительному движению. Ключевые слова: декабристы, освободительное движение, польская ссылка в Сибирь, мемуаристика, администрация, управление | 1294 | |||||
181 | В статье впервые публикуются итоги комплексных исследований городища Усть-Таган, входящего в состав Шайтанского комплекса археологических памятников на юге Томской области. Сделан вывод о том, что городище Усть-Таган в X–XIII вв. являлось опорным укрепленным пунктом, построенным у выходов железной руды для её добычи и охраны. Главными занятиями населения являлись черная металлургия и скотоводство с преобладанием в стаде лошади. Происхождение керамических традиций, представленных в материалах городища, следует искать в комплексах Верхнего Прииртышья. Появление в Верхнем Приобье скотоводов-металлургов, принесших с собой новые знания о производстве железа, скорее всего, объясняется распадом «кимако-кыпчакского» объединения и большими миграциями с территории Верхнего Прииртышья. Ключевые слова: городище Усть-Таган, Верхнее Приобье, эпоха развитого Средневековья, металлургия железа | 1294 | |||||
182 | Дано описание функционирования аналитического аддитивного маркера əč̣ʼjə / jəč̣ʼjə в темиргоевском диалекте адыгейского языка и кубанском диалекте кабардино-черкесского языка и рассматриваются морфосинтаксические параметры, противопоставляющие разные его функции. Предлагается гипотеза о развитии у показателя əč̣ʼjə / jəč̣ʼjə, который исходно имел исключительно аддитивные функции или функции показателя сочинения, значений, в большей степени ориентированных на прагматику (контраст, эмфаза при отрицании и т. д.). Такая прагматикализация, по-видимому, сопровождалась не только факультативной фонетической редукцией, ведущей к возникновению новой аддитивной клитики, но и изменением порядка слов, что может связываться с другими типологическими характеристиками адыгских языков. Ключевые слова: адыгейский язык, кабардино-черкесский язык, аддитивный маркер, сочинение, прагматикализация, грамматикализация, порядок слов | 1289 | |||||
183 | В статье раскрывается взаимосвязь языка и среды обитания homo в условиях искусственного отбора; исследуются факторы, определяющие данную взаимосвязь; выделяются преимущества средового подхода и предлагаются сферы его потенциальной имплементации в лингвистических исследованиях. Важнейшей предпосылкой средовой обусловленности природы языка выступает познание о том, что вне среды обитания особи homo легко обходятся без человеческого языка, который понимается как искусственный продукт культурной деятельности человека внутри среды. Передача языка в следующее поколение осуществляется внегеномным способом – через среду, преимущественно посредством ритуализированных бытовых практик. Язык является «разовым» и социально детерминированным продуктом человечества, существование которого вне среды обитания homo или при наличии одной особи невозможно. Развитие языковой ризомы осуществляется нелинейно, асимметрично и ацентрично. Ключевые слова: человеческий язык, речь, говорение, homo loquens, изучение языка, среда, средовой подход | 1289 | |||||
184 | Обозначены основные направления исследований антропологии трудового права как самостоятельного раздела юридической антропологии. Обосновывается необходимость разработки отраслевой трудоправовой антропологии, характеризуется круг наиболее значимых проблемных вопросов. Авторами выдвигается тезис о наличии антропологических биолого-эволюционных факторов современного трудового права и сферы отношений по труду. Ключевые слова: юридическая антропология, антропология трудового права, эволюция человека, история законодательства о труде | 1287 | |||||
185 | Исследуется роль «национальных праздников» в процессе этнической консолидации потомков селькупского населения Нарымского края на рубеже ХХ–XXI вв. и развитие в рамках этих праздников полупрофессионального искусства (художественной самодеятельности). Также освещается роль неомифологии в стимуляции консолидирующих процессов и актуализации этнической идентичности. Ключевые слова: селькупы, праздники, неомифология, фольклор, фольклорные образы, творческий процесс, художественная самодеятельность | 1287 | |||||
186 | «Описательная грамматика» Ш. Георга вышла в свет благодаря многолетней упорной работе по исследованию кетского языка. В своем труде автор представил новую концепцию по описанию кетской грамматики, которая выводит кетологию на новый современный научный уровень. Исследование строится с учетом специальной литературы по кетскому языку в полном объеме и базируется на языковом материале, представленном в архиве Томского государственного педагогического университета в качестве картотеки по кетскому языку и полученном в ходе собственных полевых исследований в кетских населенных пунктах на Енисее (1999–2002 гг.). Ш. Георг впервые представил всеобъемлющее и подробное описание кетской грамматики на английском языке, таким образом, результаты его работы доступны широкому кругу ученых во всем мире. | 1285 | |||||
187 | В данной статье приведены результаты апробации корпусного метода в работе с фольклорным материалом. Применение данного метода позволило детально охарактеризовать этнографический облик материальной культуры селькупов по данным, полученным исключительно из фольклорных источников. Этнографический контекст фольклорных произведений разных локальных групп селькупов достаточно массово показывает их хозяйственные занятия: сочетание охоты и рыболовства. При этом в каждой локальной группе выявляется свои хозяйственные нюансы: в среднетазовском ареале – охота на уток и рыболовство сетью; в центральном диалектном ареале – белкование и рыболовство и т.д.). При этом был установлен факт архаичности облика материальной культуры селькупов, отраженной в фольклорных (сказочных) текстах. Ключевые слова: селькупы, локальные группы, фольклорные тексты, корпусный метод | 1283 | |||||
188 | Рассматриваются особенности реализации палатального сингармонизма в онгудайском и усть-канском говорах диалекта алтай-кижи. Анализ инструментальных данных свидетельствует о том, что алгоритмы проявления тюркской небной гармонии, последовательно реализующиеся в онгудайском говоре, не поддерживаются артикуляционно-акустической базой носителей усть-канского говора. Ключевые слова: тюркские языки Сибири, палатальный сингармонизм, консонантизм, экспериментальная фонетика, магнитно-резонансное томографирование, дигитальное рентгенографирование | 1282 | |||||
189 | В данной статье рассматриваются предикативные посессивные конструкции, встречающиеся в восточных диалектах хантыйского языка. Целью данной статьи является определение как наиболее продуктивных и частотных типов предикативных посессивных конструкций, так и периферийных случаев выражение посессивности предикативными средствами. В статье мы рассматриваем, как взаимодействуют бытийные, локативные и посессивные конструкции. Ядерными конструкциями выступают бытийные / локативные посессивные конструкции, в которых посессор кодируется локативно-маркированной именной группой, а в качестве предиката выступает глагол-копула «быть». К периферийным предикативным посессивным конструкциям мы относим транзитивные посессивные конструкции с глаголом обладания «иметь, держать, владеть»; посессивные конструкции с глаголами положения «сидеть», «стоять», «лежать»; эквативные/инклюзивные/атрибутивные проприетивные конструкции, в том числе, редкий тип атрибутивных предикативных конструкций с посессивной-проприетивной семантикой с суффиксом-предикатором /-aki/. Преобладание бытийных/локативных конструкций обусловлено, на наш взгляд, контактным взаимодействием с русским языком в условиях билингвизма. В соответствии с типологией Стассена (2009), в восточнохантыйских диалектах наиболее частотна локативная стратегия (the locational possessive). Глагольная стратегия (the have-possessive) встречается существенно реже, и в настоящее время, судя по имеющимся данным, теряет специфическую сферы применения за счет расширения сферы локативных конструкций. Комитативная стратегия (the withpossessive) в диапазон восточнохантыйских посессивных конструкций не включается, так как имеет отличные характеристики и дистрибуцию, используясь в основном с глаголами движения. Ключевые слова: предикативные посессивные конструкции, стратегии предикативной посессивности, восточные диалекты хантыйского языка | 1280 | |||||
190 | Рассматриваются проблемы сохранения и трансляции славянского культурного наследия через традицию книжности. Анализируется роль устного и письменного дискурсов в славянской культуре, специфика восприятия письменного текста и проблемы трансляции культурной традиции через книгу. Делается вывод о необходимости учитывать специфику книжности, ее бытования и особенности восприятия при современных исследованиях славянской книги. Ключевые слова: славянская книжность, письменный дискурс, устный дискурс, церковно-славянский язык, богослужение, богослужебный текст | 1279 | |||||
191 | Анализ динамики хакасского языкового сознания за последние 15 лет позволил выявить усиление позитивной направленности ценностных доминант в восприятии стимула кiзi «человек», которое представлено в синтагматических моделях морально-нравственной, интеллектуальной и внешней оценки человека. Заметный рост парадигматической схемы ассоциирования в структуре современных ассоциативных полей туган «родственник», аал «место традиционного проживания хакасов», аалҷы «гость», ахча «деньги» связан с изменениями в психолингвистической категоризации социального пространства человека. Динамика и сохранность в хакасском языковом сознании традиционных этнокультурных представлений, ценностной значимости семьи и родственных связей, места рождения и родины в значении исторической земли предков коррелируют с процессами адаптации к современным динамичным социально-экономическим реалиям. Ключевые слова: хакасский язык, хакасское языковое сознание, психолингвистическое значение, ассоциативное поле, аксиологическое значение | 1278 | |||||
192 | В ходе исследования метафоры зрения и рецепций мифологических образов смерти в современной культуре была выполнена реконструкция смыслов, лежащих в основе понимания связей между зрением (видением) и знанием. Уточнены отношения между зрением как способностью видеть естественные и сверхъестественные явления и зрением как способом фиксации отношений между жизнью и смертью в традиционной и современной культурах. Прояснение базовых идей, лежащих в основе мифологических преданий восточных славян и отраженных в художественной литературе и киноискусстве, продемонстрировало ключевую роль памяти и воображения в качестве структур сознания, которые обеспечивают хранение, трансляцию и воспроизводство этнокультурного наследия. Это дало возможность проследить рецепции мифологических преданий в произведениях Н. В. Гоголя, в кинопостановках данных произведений и через них – в современной массовой культуре. В результате, выявленные масштабы влияния славянской древности на современную культуру актуализировали вопрос о взаимных пересечениях мифологических представлений, сформированных древними славянами, и мифологических образов, возникших в классической древности. Ключевые слова: мифология, смерть, древние славяне, современная массовая культура, культурная идентичность, культурное наследие, литература, кино, античность | 1277 | |||||
193 | Семантика селькупских конструкций с посессивными формантами, коими являются посессивные суффиксы и суффикс родительного падежа, объединяет посессивные и непосессивные отношения. Семантические типы посессивности, обозначенные Л. Стассеном, а именно, отторжимая, неотторжимая, абстрактная и временная, характерны для большинства предикативных и именных конструкций, хотя это исследование выявило ограничения семантической реализации: (i) предикативные транзитивные конструкции с глаголом держать используются преимущественно для выражения отторжимой посессивности; (ii) значение временной или физической посессивности встречается редко и только в предикативных конструкциях; (iii) значение неотторжимости сопряжено с названиями родственников, частей и функций тела, предметов личного обихода. (iv) посессивные суффиксы используются в непосессивном значении для передачи анафоры и дейксиса в определенном контексте, а также для выражения уникальных явлений. Ключевые слова: селькупский язык, семантика конструкций с посессивными формантами | 1276 | |||||
194 | В статье на материалах поселений Томского Приобья раннего средневековья предложено видение автором проблемы развития черной металлургии в этом районе, обращено внимание на малое количество материала для доказательства широкого распространения местной черной металлургии. Одной из знаковых находок является орнаментированная горновая заслонка с поселения Кисловка 2. Автор определила этот предмет как ритуальный, использовавшийся при обрядах, которые проводились, вероятно, перед плавкой, железа. Нанесенный орнамент, состоящий из 5 рядов треугольников, может быть трактован как обращение к верхним силам с просьбой об удачной плавке. Ключевые слова: археология, черная металлургия, горн, руда, кузнечное ремесло | 1275 | |||||
195 | В статье ставится проблема культа орла в мифологических представлениях саха и бурят. Целью статьи является установление связи тотема культа с социальной организацией общества, наличие единого тотема свидетельствует о племенной организации общества. Задачами статьи можно считать изучение сведений о почитании орла в якутской и бурятской мифоритуальной культуре. Актуальность статьи проявляется в том, что сведения о архаичном тотемном культе сопоставляются с современными обрядами и фольклорными текстами. Изучение тотемных верований относится к исследованию дорелигиозного состояния общества. Новизной статьи можно считать использование методов исследований зарубежных антропологов в изучении тотемных верований. Метод исследования сравнительно-сопоставительный. Материалы и результаты. Представления народа саха об орле (солнце-творец-возродитель природы, приноситель огня, орел и космическое яйцо, орел и шаманство, орел и мировое дерево относятся к общечеловеческим. Анализ верований, связанных с Орлом, уводит в Скандинавию и в религиозные культы Древнего Египта, показывая общность мифологических представлений. В религиозных верованиях саха Орел занимает ключевое положение. Культ орла связан с хангаласским родом, однако по материалам Г. Ф. Миллера его считали своим покровителем хоринцы и батулинцы. Более того, в фольклорных текстах, сопоставляются термины хоро и Хотой — орел. В бурятском фольклоре, Орел является хозяином Ольхона и тотемной птицей племени эхиритов Верхней Лены, в старину он был почитаемым птицей у хоринцев. Тотемные верования относятся к древнейшим культам, они характерны для обществ, не приступивших к созданию собственной государственности, первобытно-родовой общины. Первобытные рода верили в свое происхождение от почитаемой птицы, олицетворяли себя с ним. Выводы. Общность культа орла у бурят и саха показывает общность предков, происходящих от единого хори-батулинского племени. Орел как тотемное животное занимал ключевое положение в якутском и бурятском шаманизме, что свидетельствует о архаичности их религиозных верований. Ключевые слова: религиозные верования, шаманизм, мифология, этнография, якутоведение, тотемизм, орел | 1272 | |||||
196 | В статье рассматриваются традиционные марийские игры в жмурки и догонялки, в которых водящий называется медведем. Устанавливается ареал распространения этих игр, их сезонная и обрядовая приуроченность, а также соответствия этому образу в играх финно-угорских народов, тюрков и русских Урало-Поволжья. В научный оборот вводится ранее не публиковавшийся материал из рукописного архива МарНИИЯЛИ. Статья включает очерк этимологии марийского маска ‘медведь’, разбираются имеющиеся версии и излагаются дополнительные данные, в том числе: указание на соответствие марийского названия медведя (основные диалектные формы маска, маська, мäскä; мескä > мöскä) русским диалектным словам, означающим овцу (маська, миська). Такая логика наименования объясняется запретом слов, означающих диких животных, и метонимическим сдвигом семантики (овца – шерсть – медведь). Анализируется структура связи между марийским зоонимом (историческая форма – аба маска ‘медведь’) и именем типологически сходного персонажа в башкирской игре – мǝскǝй-əбей ‘баба-яга’. Ключевые слова: народные игры, марийская игровая лексика, финно-угорские языки, тюркские языки Урало-Поволжья, русские диалекты, заимствования, межэтническое взаимодействие, языковые контакты, персонажи фольклора | 1271 | |||||
197 | Статья посвящена распределению диминутивных суффиксов существительных женского рода в сербском и хорватском языках. В ходе исследования было обнаружено, что обе системы распределения суффиксов тяготеют к доминантной системе с одним доминирующим суффиксом (-ица), чья сочетаемость морфонологически практически не ограничена. Ограничения, действовавшие на этот суффикс на более ранних этапах развития языка, постепенно элиминируются. Архаичный суффикс -ка, конкурировавший с -ица в праславянском языке, практически утратил свою прямую диминутивную функцию и используется, в первую очередь, для образования гипокористик. Основным отличием двух систем является функционирование суффикса -ца: в то время, как в сербском языке он продолжает выполнять традиционную для себя функцию образования диминутивов от основ женского рода на согласный, в хорватском языке он оказался практически утрачен и сохранился только в нескольких высокоидиоматичных производных. Ключевые слова: сербский язык, хорватский язык, южнославянские языки, словообразование, диминутивация, морфология | 1270 | |||||
198 | Рассматривается система ударения в первых монографиях на селькупском языке, созданных Н. П. Григоровским. Рассмотренный материал позволяет сделать следующие выводы: 1) селькупское ударение в XIX в. принципиально не отличалось от того, которое в XX в. было зафиксировано А. П. Дульзоном и его последователями; 2) Н. П. Григоровский, не будучи лингвистом, в XIX в. зафиксировал в своих книгах иванкинский селькупский диалект с большой точностью, не уступающей лингвистам XX в., поэтому его работы имеют большое значение для изучения истории селькупского языка и должны быть в дальнейшем всесторонне проанализированы. Ключевые слова: селькупский язык, Н. П. Григоровский, система ударения, иванкинский диалект | 1269 | |||||
199 | Рассматривается проблема этнической идентичности белорусов и украинцев Томской области в контексте процессов этнического возрождения. Характеризуются основные направления работы украинского и белорусского центров г. Томска. В работе дается оценка эффективности работы национально-культурных центров сквозь призму такого показателя, как численность. Раскрываются причины ограниченного влияния этих организаций на повседневную жизнь людей. Выделяются отдельные группы внутри изучаемых этнических сообществ по степени выраженности этнического самосознания, а также факторы его определяющие. Показаны формы общественной активности вне национальных организаций. Выявлено, что процессы самоорганизации украинцев и белорусов Томской области протекают в условиях размытости этнической идентичности и не привели приводят к росту их численности в регионе. Ключевые слова: этническая идентичность, процессы этнического возрождения, белорусы, украинцы | 1269 | |||||
200 | Анализируется специфика формирования социального капитала и его роли в функционировании современных обществ. Дана характеристика понятия социального и человеческого капитала, объяснено значение некоммерческих организаций для его создания и укрепления. Анализируется работа фонда «Русско-польский институт» (г. Вроцлав, Польша) как некоммерческой организации, способствующей сохранению и популяризации польского и русского языка и культуры. Ключевые слова: социальный капитал, некоммерческие организации, фонд «Русско-польский институт», сохранение языка и культуры | 1268 |