Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 15.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ КИНО: К ПРОБЛЕМЕ ГРАНИЦ ЖАНРА // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2020. Вып. 3 (29). С. 151-160

Представлен анализ «художественно-этнографического» фильма (так его позиционируют авторы) «Якутская свадьба. XIX век» (2016), в создании которого принимали активное участие ведущие ученые республики. Фильм являет пример антропологического постановочного кино. Визуализация фольклорного текста (обряда свадьбы) наглядно выводит культурные коды этноса, семиотический анализ которых предложен с целью определения жанровой специфики этнографического кино. Фильм как визуально-антропологическое исследование фольклорного текста предлагает интерпретацию хроматического кода якутской культуры (анализ семантики белого цвета в культуре скотоводов). Проведен анализ музыкального и акустического кода: протяжная песня невесты — реконструкция архаической мелоформы; анализ интонации участников ритуала — как речевая характеристика. Кроме того, представлен анализ кинетического, кулинарного, числового кодов культуры, визуализированных в фильме. На основе материалов фестивального кино и трудов современных исследователей в области визуальной антропологии обобщены характеристики этнографического кино. Предложены критерии, отличающие этнографическое кино от других документальных жанров. На наш взгляд, любая репрезентация, визуальная в том числе, сделанная человеком про человека, по природе своей является антропологической. Выявлено, что жанр этнографического кино предполагает детальное акцентированное рассмотрение быта; поиск схождений и отличий текстов культуры; научный комментарий (интерпретацию); направление коллективного восприятия (манипуляцию); создание иллюзии присутствия здесь и сейчас; стремление максимально передать ауру культуры; вживание или монтаж с индигенным кино; «встраивание» камеры, «включенное» кино, достижение естественности; иконофобию («избегание прямого взгляда»); включение зрителя в рефлексивную деятельность (эмпатию); обязательное созвучие эстетики фильма эстетике культуры; предпочтение взгляда «чужого»; «иллюзию нейтрального наблюдателя». Рассмотрены особенности стилистики документального кино по этнографии якутов, проблемы взаимного фреймирования в многоуровневом и поливалентном индигенном кино. Доказано, что этнографическое кино есть не только комментарий к культуре, и автопортрет — не самоцель. Фильм не ограничивается опытом реконструкции обряда, но представляет ментальность народа, является актом самосознания культуры.

Ключевые слова: этнографическое кино, фольклорный текст, семиотический анализ, реконструкция обряда, культурные коды, визуальная антропология, идентичность

2066

© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ