Поиск
Warning: Undefined array key "5845//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5845//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5845//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5845//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу игровых мотивов русского, коми, марийского, удмуртского, мордовского и карельского народа, а также башкирского, татарского и хантыйского этноса. Рассмотрены игра «Медведь-бабушка» и детские считалки. Игра «Медведь-бабушка» показывает общность сюжета и игровой песни у удмуртов, коми, хантов, башкир и является свидетельством общего субстрата, корнями уходящего в культуру западносибирских угров первого тысячелетия нашей эры, проживавших в среднем и верхнем течении реки Оби; записанные варианты аналогичной игры у марийцев и русских объясняются этнокультурными контактами. Сопоставление материалов детских считалок позволяет сделать вывод, что они генетически связаны между собой, демонстрируя калькирование текста. Высказывается гипотеза, что «детская заумь» донесла до нас древнейшие слова молит вы и заговоров, сохранившиеся в начале и в конце текста. В совокупности, наши материалы позволяют утверждать, что игровой фольклор и игровая культура обладают распространением в рамках отдельного ареала, показывающего культурные контакты и направления мигр аций отдельных групп. Ключевые слова: игра «Медведь-бабушка», считалки, игровая культура, семантика, ритуал, этнокультурные контакты народов Поволжья и Приуралья | 964 | ||||
2 | В культуре народов Евразии существует игра альчики, известная также как кости, бабки и пр. Целью статьи является изучение географии распространения игры в кости и ее компаративный анализ. Материалами исследования послужили историко-этнографические труды, фольклорные сборники, привлекались материалы живописи и скульптуры. Были использованы два метода работы — сравнительно-сопоставительный и историко-географический. Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа вводится понятие игровой сюжет, или элемент, образующий структуру игры и определённую последовательность правил проведения. Игровой сюжет выступает универсальным понятием, что и позволяет сделать его единицей для сравнения элементов культуры. Историко-географический подход выявляет относительно чёткие географические границы. Игровой инвентарь состоял из большого числа суставных косточек мелких животных, обговоренное число которых игроки и выбивали особой костью — битой. Кости, упавшие выигрышной стороной, забирались победителем. Самые ранние археологические свидетельства отсылают нас к третьему тысячелетию до нашей эры (династия Ур). Игра в кости была известна на всем пространстве Евразии от Атлантики до Тихого океана, от Кольского полуострова до Малой Азии. Зафиксирован один эпизод в Северной Америке. Игра была чрезвычайно популярна у скотоводческих народов Евразии, а также на Кавказе; в Средней Азии в ней принимали участие не только дети, но и взрослые мужчины. Исключительно мужской характер игры, наказания за проигрыш и некоторые другие моменты позволяют утверждать происхождение игры из ритуала. Выдвинута гипотеза, что подобный игровой сюжет мог появиться из обряда, появившегося в период приручения животных. Записи игры у народов, проживающих в удалении от евразийского пояса степей и не имеющих прямого отношения к овцеводству, позволяют проследить возможные контакты в древности, до освоения ими современных территорий расселения. Ключевые слова: игра, игровой сюжет, игра в кости, картографирование, семантика, этнокультурные связи | 1062 | ||||
3 | Игрушки давно стали предметом исследования в этнографической науке. Среди таких игрушек, как мяч, биты, куклы и пр., выделяются также и случайные игрушки, изготовленные из природного материала. В научной литературе о них упоминают довольно редко. Статья, в основе которой лежат исключительно полевые материалы коллектива авторов, посвящена изучению игрушек подобного рода у башкирских детей, то есть тех игровых предметов, которые по завершении игры возвращаются в природную среду. Цель исследования – раскрыть неизученный аспект проблемы и показать устойчивость случайных игрушек (или экоигрушек) как элемента игровой культуры. Означенные игрушки классифицируются по материалу происхождения: камни, дерево, глина, растительные игрушки – из травы, цветов и плодов. Систематика игр дана по половозрастному признаку игры мальчиков, девочек, общие игры. Историографический обзор литературы по играм башкирских детей позволяет сделать вывод, что степень изученности башкирской игрушки незначительна, тема случайных игрушек не затрагивалась совсем. Авторами установлено, что рассматриваемым предметам характерна простота изготовления, быстротечность игры и обратное возвращение их в природную среду. Но такие игры имеют большую значимость, так как помогают выработать в детях ловкость, меткость, наблюдательность, знакомят их со свойствами предметов, окружающим миром, имеют обучающее значение, поскольку через игру ребенок учится распознавать растения, материалы, их свойства, возможности использования их в быту и пр. Все игры и экоигрушки отражают традиционные занятия и образ жизни башкирского народа – скотоводство, охота, собирательство. В детской фантазии окружающий мир, реалии жизни и быта репрезентируются через дерево, глину, цветы и травы, камни. В игрушках подобного рода можно обнаружить примеры древнейших оружий для охоты – праща, свистки, рогатки; собирательство растений для еды, украшений. Не потеряв своего значения и в наши дни, игрушки устойчиво сохраняют свою нишу в современной детской культуре. Ключевые слова: игрушка, экоигрушки, игра, игровая культура, башкиры, свистки, куклы, праща, растения, цветы | 318 |