Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 15.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

АРХАИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИВОТНЫМИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2018. Вып. 4 (22). С. 98-104

Нормативно-правовая культура является важной частью культурного наследия любого народа. Монгольские и шире – тюрко-монгольские народы обладают древними традициями правосознания, которые формировались в контексте традиционной культуры охотников, кочевников-скотоводов, воинов. Особый пласт традиционной нормативно-правовой культуры кочевников и охотников, пропитанной шаманистскими воззрениями составляют магические приемы и сакральные предметы. Совокупность таких предметов довольно широка и разнообразна – в нее входили метеориты («небесные стрелы»), почитаемые животные и части их тел, разные виды оружия. Комплекс традиционных представлений, запретов, обычаев и обрядов, можно охарактеризовать как меры, направленные на борьбу с правонарушениями и способствующие защите интересов в споре сторон. В данной статье внимание уделено магическим приемам и средствам, направленным на борьбу с воровством в среде кочевников.

Ключевые слова: обычное право, религиозные воззрения, кража, почитаемые животные, волк

1318
2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2019. Вып. 4 (26). С. 128-138

Главное предназначение человека в любой культуре, в том числе и в культуре кочевников Внутренней Азии- продолжение рода. Нормой традиционного общества была жизнь его членов в семье, в окружении детей и внуков. В данной статье предпринята попытка аккумулировать известный материал, отражающий особенности репродуктивной культуры тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, представителей преимущественно кочевой культуры, ее развитие вплоть до начала ХХ в. Исследовательский интерес был сфокусирован на базовых представлениях и действиях, программирующих будущее семейное благополучие молодых членов кочевого общества. Внимание было также уделено проблеме внебрачных связей девушек и женщин в среде тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, как важной категории репродуктивной культуры. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ мировоззрения, обрядовой сферы и правовой культуры кочевников позволили выявить общий мировоззренческий пласт, формировавший представления о необходимости брака и о греховности одиночества. Люди не вступившие в брак, либо оставшиеся бездетными становились изгоями в обществе. С ними связывался целый ряд негативных представлений и примет, включая воззрения о превращении незамужних бездетных женщин после смерти в злых духов, вредящих женщинам и детям. Исследование проблемы целомудрия в кочевой среде показывает расхождение взглядов и обычаев традиционного общества с этическими нормами, отраженными в правовой культуре Монгольской империи и сменивших ее в последующем политических образований. Наибольшей строгостью отличались законы Монгольской империи. В процессе дальнейшего развития монгольского права отмечается смягчение наказаний за незаконные сексуальные отношения, наряду с растущей лояльностью общества к внебрачным связям и рождению внебрачных детей. Причиной такой ситуации стал, на наш взгляд, гендерный дисбаланс, сложившийся в кочевом обществе к XVII – XIX вв., высокая смертность женщин репродуктивного возраста и детей. В этой связи, сценарий репродуктивного поведения в культуре монгольских народов стал ориентирован на рождение детей без каких-либо ограничений.

Ключевые слова: Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, репродуктивная культура, традиционное мировоззрение, внебрачные связи

1013
3

БУРЯТСКО-ЯКУТСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: САЛДЖИУТ, ХАНГИН, САРТУЛ, ОЛЁТ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2021. Вып. 2 (32). С. 137-150

Данная статья продолжает исследования этнической истории и этнических процессов, происходивших в пространстве Внутренней Азии. Комплексный сравнительно-сопоставительный анализ этнического состава тюркских и монгольских народов Сибири, с привлечением источников российского административного управления позволили подробно проанализировать родоплеменную структуру якутской и бурятской общностей. Исследование массива якутских и бурятских этнонимов позволили выделить четыре этнонима, на примере которых хорошо прослеживаются разностадиальные этнические связи Байкальского и Ленского регионов. Этнонимы отражают участие бурятского пласта в этногенезе якутов, на что указывает бурятская форма словообразования. В то же время через призму бурятского пласта в этногенезе якутов просматриваются более ранние связи предков якутов с населением Саянско-Хубсугульского региона — в монгольское время (салжиут). Выявленные в якутской среде этнонимы обнаруживают также и связи с ойратами. Лингвистическая реконструкция якутских этнонимов позволила установить участие в этногенезе якутов средневековых ойратской общности — өлөт. Косвенно выявляются также связи с другими регионами Монгольской империи — отражением этих средневековых связей, на наш взгляд, является присутствие в среде бурят этнонимов хангин и сартул, относительно которых предполагается, что это омонголенные кыпчаки и жители Средней Азии, влившиеся в ранне-бурятскую общность. Результаты исследования отражают сложность этнических процессов протекавших в среде монгольских и тюркских кочевников Евразии. Полученные данные способствуют уточнению этнического состава населения как Монголии, так и Бурятии и Якутии.

Ключевые слова: Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, этногенез, фонетическая реконструкция, фольклор, этноним

1019

© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ