Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 09.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

    №ПоискСкачиваний
    1

    МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧУКЧЕЙ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2018. Вып. 3 (21). С. 118-131

    В статье освещается процесс изучения музыкального фольклора чукчей, начиная с первых упоминаний в материалах путешественников XVIII–XIX вв. и до нашего времени. Особое место уделено трудам этнографов XIX–ХХ вв., в которых музыка характеризуется как неотъемлемая часть этнической культуры. В статье учитываются данные археологии, религиоведения, филологии, искусствоведения, культурологии и др. Музыковедческое изучение фольклора чукчей началось в ХХ в. с нотных записей Е. Широкогоровой, звуковых фиксаций Е. Гиппиуса и З. Эвальд, C. Магид, П. Коллара, публикаций 1960–1970-х гг. Х. Нарвы и В. Лыткина. Этномузыковедческое изучение связано с работами И. Бродского (Богданова), Ю. Шейкина, О. Добжанской, Ж. Дьячковой и др., публикациями звучащих образцов А. Лекомта, К. Танимото и др.

    Ключевые слова: чукчи, палеоазиатские народы, музыкальный фольклор, музыкальная этнография, изучение музыки чукчей

    3754
    2

    ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮКАГИРОВ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2019. Вып. 4 (26). С. 149-159

    Юкагиры – малочисленный народ, насчитывающий 1603 человека (по данным Всероссийской переписи 2010 г.). В статье производится описание процесса изучения музыкального фольклора двух сохранившихся локальных групп этноса – одулов (верхнеколымских юкагиров) и вадулов (нижнеколымских) юкагиров. Первые известия о музыкальной культуре юкагиров появляются в трудах путешественников и миссионеров, участников экспедиций XVIII–XIX вв., изучавших Колымский край (Ф. Ф. Матюшкина, С. И. Мицкевича, М. С. Вруцевича, А. Е. Дьячкова, В. Г. Богораза). Важное значение для изучения музыкальной культуры имеют юкагироведческие труды В. И. Иохельсона, содержащие обширный этнографический, словарный и фольклорный материал по верхнеколымским юкагирам. Иохельсон описал пиктографические письмена на бересте шангар шорилэ, имеющие отношение к песенной традиции. В ХХ в. значимыми для изучения юкагирской культуры являются труды Е. А. Крейновича. А. Н. Лаптев опубликовал ряд фольклорных текстов, собранных в 1959 г. экспедицией СОАН СССР. Хореограф М. Я. Жорницкая на основе собранных в 1959 и 1964 гг. материалов описала круговые и подражательные танцы. Собирание и исследование собственно музыкального фольклора юкагиров началось в начале 1960-х гг. усилиями композиторов и музыковедов (Г. А. Григорян, Э. Е. Алексеев, Г. Н. Комраков). В 1973 г. музыковед И. А. Бродский записал образцы музыкального и танцевального фольклора, зафиксировал несколько фоноинструментов и наигрышей, произвел первичное теоретическое осмысление интонационной практики. Музыковед Т. С. Шенталинская собрала образцы песенно-лирических импровизаций (андыльщин), характерных для русских старожилов и юкагиров Нижней Колымы. Начиная с 1980 гг., постоянную работу по сбору и публикации музыкального фольклора юкагиров вели Т. И. Игнатьева и Ю. И. Шейкин. В 1980–1990-е гг. записи юкагирского фольклора осуществляли К. Танимото и Т. Миллер. Лингвист С. Оде на основе собственных полевых материалов 1990–2000-х гг. исследовала интонацию юкагирской речи. Уникальная музыкальная культура юкагиров принадлежит к исчезающим музыкально-фольклорным традициям и нуждается в скорейшем изучении.

    Ключевые слова: Коренные малочисленные народы Севера, юкагиры, одулы, вадулы, музыка, музыкальный фольклор

    1593

    © 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

    Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ