Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 13.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

БАЗОВЫЕ БИНАРНЫЕ КОНЦЕПТЫ КАК ФРАГМЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ЯКУТОВ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2017. Вып. 3 (17). С. 21-30

В данной статье рассматриваются бинарные концепты ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ, ДОБРО/ЗЛО, СВОЙ/ЧУЖОЙ в якутском языке с одной стороны, как базовые культурные концепты, а, с другой стороны, как представления о составляющих данной оппозиции с идиоэтническим смысловым наполнением. Предпринята попытка выделить по данным словарей составляющие понятийное содержание бинарных концептов и выявить определяемые признаки этих оппозиций, присутствующих в традиционном представлении якутов и репрезентированных в языковом пространстве этноса. Концептуальный анализ позволил выделить и описать набор дифференциальных признаков указанных противопоставлений как фрагментов языковой картины мира. Дальнейшее исследование бинарных оппозиций видится в выявлении их языковой репрезентации на материале фольклорных, художественных текстов и других тюркских языков.

Ключевые слова: якутский язык; концепт; бинарная оппозиция; концептуальный анализ; языковая картина мира

1804
2

ТРИАДА МИРОВ В СЕМАНТИКЕ ОДЕЖДЫ ИХ ОБИТАТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЛОНХО «НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ» П. А. ОЙУНСКОГО) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2018. Вып. 4 (22). С. 86-97

В статье рассматривается традиционная одежда саха на основе текста героического эпоса олонхо. Основное внимание авторы акцентируют на выявлении и описании одежды персонажей олонхо, представителей трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего. Установлено, что текст данного олонхо содержит подробное описание головного убора и его деталей, видов верхней одежды (шуб, пальто и т.д.) и обуви, в котором отражается определенное представление об обитателях трех миров. В этом плане эпический текст выступает своеобразным источником реконструкции закодированного информативного материала. Выявлена функция одежды как показателя социального статуса, материального положения ее владельца.

Ключевые слова: эпос; текст олонхо; три мира; одежда; семантика; функция; материальная и духовная культура

1354
3

ИЗ ГЛУБИН ДРЕВНОСТИ: ИСТОРИЯ «ХОТОЙДООХ СОН» // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2020. Вып. 1 (27). С. 137-150

В статье представлена попытка описать историю бытования архаичного вида старинной якутской шубы с точки зрения интерпретации ее функциональной предназначенности и синкретической социальной стратификации. Особую значимость приобретает знаковая функция изображенной на спинке данной шубы вставки в виде раскрытых крыльев птицы, что послужило также мотивационным признаком наименования данного вида верхней одежды как «хотойдоох сон» (шуба с орлом). Реконструкция ее «биографии» базируется на данных ранних и поздних источников и позволяет высказать предположение о существовании такой шубы примерно в конце XVII – в начале XVIII в., выдвигается гипотеза о южном происхождении и обозначены факторы, обусловившие тенденцию постепенной ее модификации в северных условиях. Реализация поставленной цели требует применения комплексного подхода с привлечением данных этнографии, искусствоведения, культурологии, технологии и конструирования одежды, лингвистики, для чего авторами обобщены доступные материалы, посвященные рассмотрению традиционной одежды якутов, в составе которой упоминается и данная шуба. Проанализировав ряд работ по данной тематике можно сделать предварительный вывод о том, что точка зрения авторов публикаций относительно символьной маркировки орнитоморфного изображения строится на мнении о наделенности изображенной на спинке нарядной шубы птицы признаком тотема как родоначальника социальной группы кангаласцев. Однако имеются работы и отдельных авторов, мнения которых можно свести не к отрицанию вышесказанного; они не ставят перед собой задачу толкования потаенного смысла изображенной на спинке шубы вставки, они рассматривают ее, в первую очередь, с точки зрения утилитарной функциональной предназначенности. Внимание авторов данной статьи акцентировано на попытке прочтения информации, заложенной как в наименовании шубы, так и расшифровки условного знака в виде раскрытых крыльев птицы на ее спинке. По мнению авторов, история «хотойдоох сон» таит в себе немало ценного и интересного для тех, кто интересуется историей якутов в целом.

Ключевые слова: якутская древняя шуба, музей, материальная культура, тотем орла, якуты, шаман, верхняя одежда

1090
4

ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ЯКУТОВ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2022. Вып. 1 (35). С. 124-134

Анализ слов-наименований якутской одежды и ее деталей (компонентов) обнаруживает наличие своеобразного лексического пласта, происхождение которого требует уточнения с точки зрения их источника и адаптации в принимающем языке. Данный тезис обусловливает постановку задачи: определить, какие из этих лексем являются заимствованиями. Анализ заимствований названий одежды осуществлен с помощью лексикографических словарей и представляет собой начальный этап исследования в данном направлении. Состав заимствованной лексики разнообразен, что позволяет рассмотреть его как отдельные лексико-семантические группы, которые охватывают такие виды одежды, как головной убор, верхняя одежда, нательная одежда (штаны), обувь, детали одежды. Данные слова-наименования обращают на себя внимание тем, что они обнаруживаются и в материалах эпического текста — олонхо, что обусловливает дальнейшее изучение обозначенной проблемы в аспекте выявления межэтнических контактов. Исследуемая лексика заимствований-номинаций одежды тесным образом связана с историческими и социальными изменениями в жизни северян, особенностями природно-климатических условий проживания, их материальной культуры. Выявлено, что большинство заимствованных лексем вошли в состав якутских говоров, в основном сохраняя свою фонетическую и морфологическую структуру. В настоящее время некоторая часть рассмотренных слов-наименований предметов одежды устаревает, уходят в прошлое сами предметы одежды и с ними вместе забываются слова-номинации. Поэтому необходимо продолжать изучение накопленного языкового и фактологического материалов, содержащих богатую информацию о процессах изменения языка и истории народов Севера.

Ключевые слова: якутский язык, традиционная одежда, лексика, заимствование, виды одежды, детали одежды

853
5

Социокультурный аспект гендерной маркированности якутских фразеологизмов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2024. Вып. 1 (43). С. 20-31

В рамках антропоцентрической парадигмы в центр современного языкознания ставится человек как носитель языка, как представитель определенной культуры. Такая постановка объекта исследования требует нового подхода, иных методов его познания, учитывающих роль человеческого фактора в языке, обусловливающего формирование внутреннего содержания языковых единиц, а также его дешифровку. В данной работе антропоцентрический подход подразумевает принцип изучения человека в языке, а именно человека во фразеологических единицах (ФЕ) якутского языка. Актуальным с точки зрения изучения человека представлен гендерный аспект, предполагающий рассмотрение семантических особенностей номинации мужчины и женщины как гендерных компонентов данных единиц. В исследовании впервые предпринимается попытка выявления среди массива ФЕ тех выражений, которые относятся к гендерной референции, извлеченных из фразеографических и лексикографических словарей якутского языка. Выявлено, что подавляющее большинство ФЕ содержит в качестве компонента номинацию человека – киһи, гендерная идентификация которого поддается только благодаря широкому контексту, поэтому в данной работе интерпретация значений большинства единиц подкрепляется примерами из художественных произведений или из периодических изданий. Сложность прочтения единиц с гендерной семантикой также обусловлена отсутствием грамматической категории рода имен существительных в якутском языке, номинирующих человека. В ходе исследования произведена систематизация гендерно маркированных единиц, выделение компонента, номинирующего лицо мужского и/или женского рода или означающего сферу их занятий, социально-статусного положения, а также определение качественной характеристики, заложенной в образных основаниях данных единиц как знаков, содержащих культурно значимую информацию. Единицы с номинацией дьахтар (женщина и сферы ее деятельности), несмотря на их немногочисленность, раскрывают тему нравственности, в основном как нарушение нормы поведения женщины в данном социуме. Во фразеологических единицах с наименованием эр киһи (мужчина и сферы его деятельности) отражены в основном описание его внешней характеристики, а также осуждение проявлений его поведения в социуме.

Ключевые слова: фразеологические единицы, якутский язык, гендер, социокультура, образ человека

680

© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ