Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 14.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2016. Вып. 2 (12). С. 49-56

Рассматривается функционирование обсценной лексики в бурятском языке в качестве высказываний с различными целями, междометий и пейоративов. За основу взяты данные баргузинского говора бурятского языка, в достаточно полном виде сохранившего лексику указанного семантического поля. Выявлено, что бурятские обсценные слова не используются в речи с целью посылки, божбы и в качестве нейтральной вставки. В роли междометий, передающих крайнюю пестроту и разнообразие эмоционально-смысловых оттенков (испуг, удивление, восхищение, сожаление и пр.), выступает сверхчастотная диада: үтэгэн ‘vulva’–озгой ‘penis’, составляющая ядро обсценной лексики западных говоров бурятского языка. Анализируемые в работе формулы, имеющие внешнее сходство с предложениями, представляют собой проклятья, направленные на прекращение рода. Эквивалент третьего компонента «обсценной триады» в русском языке со значением ‘futuere’ не столь продуктивен в бурятском языке. Автором рассматривается этимология некоторых слов данного семантического поля, описываются некоторые способы защиты от проклятий. Применение обсценной лексики в бурятском языке не ограничивается разговорной речью. Ее можно встретить в шаманских призываниях, связанных с продолжением человеческого рода и избавлением от бесплодия.

Ключевые слова: бурятский язык, говор, лексика, междометие, пейоратив

2471
2

МЕТАМОРФОЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ОБРЯДОВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2019. Вып. 2 (24). С. 179-189

В статье впервые рассматриваются мифологические персонажи в шаманских обрядовых материалах в сравнительном аспекте у тюрко-монгольских народов. Для установления границ распространения и выявления генезиса тех или иных фактов в культовом обряде представляется актуальным аспект ареальных межэтнических исследований. Основным методом исследования является компаративистский анализ монгольских, бурятских, тувинских и якутских шаманских обрядов. Цель работы – исследование системы символов перевоплощений духов в тюрко-монгольской мифологии, выявление схожих символов и мотивов. В итоге исследования установлены семиотический статус персонажей, универсальные факты тождественных или сходных символов, выделены функции духов в обрядовом событии как покровителей, защитников, помощников, проводников, прорицателей. Сделан вывод о том, что в тюрко-монгольской мифологии прослеживаются общие схемы метаморфозы персонажей, повторение и вариации доминантных символов в обрядовых действиях.

Ключевые слова: обряд; дух шамана; антропоморфный персонаж; зооморфный персонаж; символ; миф; нарратив; традиция; мотив

1004

© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ