Поиск
| № | Поиск | Скачиваний | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Представлено этнографическое описание народной пищи вымских коми, отражающее особенности субэтнического и религиозного характера. Экологическая среда и хозяйственная деятельность предопределили зерново-мясомолочный тип питания с сохранением доли промысловой продукции. Основу питания составляли крупяные похлебки и каши, что отразилось в собирательном названии еды «суп-каша». Богатством и разнообразием отличались хлебобулочные изделия. Мясомолочные и рыбные блюда не часто появлялись на столе, что было связано с практикой соблюдения христианских постов, число которых насчитывалось свыше 200 дней в году. Дикоросы обеспечивали витаминами, вносили разнообразие в рацион питания. Ключевые слова: коми (зыряне), вымские коми, продуктовое сырье, традиционные блюда | 1612 | ||||
| 2 | Рассматривается состав блюд праздничного застолья в многонациональном г. Сыктывкаре, столице Коми АССР, в 1970–1980-е гг. Выбор этих хронологических рамок связан с тем, что к концу 1960-х гг. был преодолен продовольственный кризис послевоенного периода, при этом не наступил еще экономический кризис 1990-х гг. Источниками изучения состава гостевого меню послужили воспоминания городских жительниц 1929–1960 г. р., русских и коми, создавших семьи с коми, русскими и украинцами. Корпус источников расширен за счет рукописных сборников рецептов праздничных блюд. Относительное благополучие с продовольствием, хотя и с некоторыми трудностями его приобретения, особо проявляющимися в провинции, позволило возродить практику организации праздничного застолья. Перед хозяйками стояла задача сытно накормить гостей, а ментальность того периода требовала подачи пищи домашнего приготовления. В репертуар праздничного меню входили холодные закуски, горячие блюда, сладости и алкогольные напитки. Салаты «Оливье», «Селедка под шубой», «Мимоза», рис с крабовыми палочками заправлялись майонезом, поэтому они были очень калорийными и сытными. Разнообразие в состав холодных закусок вносили соленые грибы, огурцы и помидоры, сельдь и холодец. Горячие вторые блюда были представлены из мяса, курицы, блюда из рыбы отсутствовали из-за ее дефицита в продаже. Приобретаемое через торговую сеть продуктовое сырье, одинаковые рецептура и технология приготовления предопределили подачу блюд, имеющих унифицированные черты. Проявляющаяся ранее этнокультурная специфика праздничного застолья в подаче дичи и рыбы практически сошла на нет, однако сохранилась подача грибов и ягод. В те годы наблюдается тенденция стирания разницы между праздничной и будничной пищей. Тем не менее можно однозначно говорить, что салаты и сладости рассматривались исключительно как блюда праздничного стола. Хозяйки не жалели сил и времени на приготовление «сладкого» стола, особенно для детских праздников. Ключевые слова: г. Сыктывкар, 1970–1980 гг., праздничное меню, холодные закуски, салаты, горячие блюда, сладости, алкогольные напитки | 1124 | ||||
| 3 | Рассматривается трансформация праздничного застолья в коми деревне в 1917–1960-е гг. и определяется этнокультурная специфика состава праздничных блюд. Актуальность темы объясняется необходимостью изучения застолья для сохранения самобытности в многонациональном мире. Источниками для исследования послужили воспоминания жителей Республики Коми, фотографии праздничных застолий того периода. Формирование новой праздничной культуры было связано с идеологической перестройкой общества и государства. Новые праздники делились на три типа: связанные с наиболее значимыми событиями советской истории (Октябрьская революция); сакрализующие социальную структуру (День учителя); «воплощающие какую-либо идеологему» (День международной солидарности трудящихся). Знания о ранее существовавшей программе проведения праздников церковного календаря сохранялись как, впрочем, и некоторые пищевые атрибуты (кулич, пасха) календарной обрядности. Организацию новых праздников советского времени по разработанной схеме осуществляли местная администрация и комсомольские активисты, а участие в праздничных мероприятиях было обязательным для всех. Однако продовольственный кризис, отмечаемый с началом революционных событий до конца 1950-х гг., не позволял организовывать массовое праздничное угощение. Характерные общественные гуляния сельской общины с обильным угощением прошлого в 1920-х гг. заменяются скромными чаепитиями с подачей традиционной выпечки, праздничный настрой которых создавался музыкальным сопровождением. Ранее существовавшая практика организации общественного застолья по случаю завершения сельскохозяйственных работ продолжала существовать. Некоторое улучшение продовольственного обеспечения в 1950-х гг. позволяло организовывать домашние застолья для круга людей, объединенных родственными или профессиональными интересами. При этом интегрирующий характер праздничного застолья сохранялся. Блюда праздничного стола готовились из продуктов собственного производства, покупными были только мука и крупа, чай, пряники, сушки, конфеты и алкогольные напитки. Покупные сладости и алкоголь однозначно рассматривались как атрибуты праздничного стола. Этнокультурная особенность праздничного меню проявлялась в практике подачи традиционной выпечки, блюд из дичи и рыбы, грибов и ягод. Ключевые слова: праздничная культура, советский период, застолье, коми деревня, пища | 947 | ||||
| 4 | В статье на основе анализа этнографических источников рассматриваются практики по организации питания коми (зырян) в годы Великой Отечественной войны. Актуальность темы обусловлена тем, что в современной этнологической науке сохраняется интерес к теме этнической адаптации в период кризиса, когда актуализируются заложенные в народной культуре механизмы, позволяющие поддерживать минимальный уровень жизни социума. Исследовательская оптика направлена на изучение жизни людей в условиях голода, что позволяет раскрыть особенности питания и понять, как при отсутствии централизованного государственного снабжения продуктами питания крестьяне преодолевали недостаток в продовольствии и какие жизненные практики актуализируются. Источниками для написания статьи послужили материалы по культуре питания коми (зырян), собранные в 2000–2022 гг. по авторской программе Т.И. Чудовой и находящиеся в Научном архиве Музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Дополнительно привлекаются полевые записи автора о повседневных практиках в годы войны. Устные истории о жизни и быте являются историческими источниками, позволяющими получить достоверную информацию из первых уст, а не в интерпретации. Анализ этнографических источников позволяет утверждать о том, что в годы войны вид пищевых ресурсов зависел от сезона: с весны до осени основу питания составляли дикоросы, а зимой – картофель и овощи. Использование биоресурсов региона позволяло выжить в то трудное время, а знания о пищевых свойствах дикоросов и сохранение практики включения их в рацион питания свидетельствует о заложенных в народной культуре механизмах, позволяющих приспособиться к недостатку продуктов питания. Основу традиционного питания коми (зырян) составляли зерновые культуры, недостаток которых в годы войны и невозможность их получения из-за пределов региона предопределили изменения в структуре посевных площадей, когда стали активно выращивать картофель и овощи, которые заняли весомое место в рационе питания. Белковая составляющая рациона питания практически исчезла со стола сельских жителей. Наличие коровы-кормилицы в хозяйстве позволило как-то выжить в голодное время. По составу продуктового набора модель питания в годы войны можно определить как «модель выживания». Ключевые слова: коми (зыряне), питание, Великая Отечественная война, голод, дикоросы, картофель, овощи | 302 | ||||







