Поиск
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Статья посвящена выявлению и описанию релевантных признаков концептуализации атмосферных осадков (дождя, снега) в селькупском и русском языках. Ключевые слова: атмосферные осадки, картина мира, концептуальный признак, селькупский язык, русский язык, ассоциативный эксперимент | 1568 | ||||
2 | Представлено исследование профанной и сакральной роли реки в языковой картине мира селькупского этноса. Исследуются наименования реки в диалектах селькупского языка, семантические типы гидронимов; анализируется пространственная ориентация, связанная с рекой; описывается мифопоэтический образ реки в языке и фольклоре селькупов. Ключевые слова: селькупский язык, модель мироздания, языковая картина мира, река, ориентация в пространстве, гидроним | 1595 | ||||
3 | Представлен краткий обзор семасиологического и ономасиологического подходов к исследованию посессивности в отечественной и зарубежной лингвистике. Описаны морфологический, синтаксический и морфолого-синтаксический способы выражения категории посессивности в диалектах селькупского языка, а также личная и предметная принадлежность. Рассмотрено явление отторжимой/неотторжимой принадлежности в селькупском языке. Ключевые слова: посессивность, селькупский язык, притяжательные конструкции, лично-притяжательные суффиксы, отторжимая/неотторжимая принадлежность | 1275 | ||||
4 | В статье рассматриваются различные теоретические подходы к посессивности в целом и предикативной посессивности в частности, описываются отличия атрибутивной и предикативной посессивности на семантическом уровне, приводится краткий обзор употребления/ неупотребления глаголов бытия и обладания в посессивных конструкциях уральских языков, относящихся к Esse-языкам. Основное внимание посвящено анализу основных типов предикативных посессивных конструкций селькупского языка – с глаголом ēqo ‘иметь, обладать’ и с глаголом противоположного значения čaηkįqo. Ключевые слова: посессивность, селькупский язык, предикативные посессивные конструкции | 1117 | ||||
5 | Рассматриваются различные подходы к дефиниции термина «посессивность», описывается семантическая неоднородность категории посессивности, освещается отторжимая и неотторжимая принадлежность, перечисляются основные способы выражения категории посессивности в селькупском языке. Посессивные отношения в диалектах селькупского языка могут выражаться морфологическим, морфолого-синтаксическим и синтаксическим способами. Морфологический способ выражения посессивных отношений заключается в присоединении лично-притяжательных суффиксов к именам существительным или другим частям речи. Предикативные посессивные конструкции селькупского языка могут быть распределены по пяти группам, самыми частотными конструкциями среди которых являются конструкции с именем существительным или местоимением, оформленным показателем -nan и глаголом ēqo ‘иметь, обладать’ или čaŋkįqo ‘не иметь, не обладать’. Посессивные показатели селькупского языка не только выражают принадлежность, но и определенность, они выполняют также указательную, усилительно-выделительную функции. Ключевые слова: атрибутивная посессивность, предикативная посессивность, селькупский язык, дейктические функции посессивных маркеров | 1375 | ||||
6 | В статье рассматриваются направления научных исследований томской лингвистической школы А. П. Дульзона за период с 2017 по 2023 г., описываются результаты научной, наставнической и просветительской деятельности, направленной на исследование языков миноритарных автохтонных этносов Сибири, очерчиваются перспективы дальнейших научных изысканий. За данный период было подготовлено и защищено три диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, опубликовано три сборника аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала, включающих материал по селькупскому, кетскому, чулымско-тюркскому, телеутскому, хантыйскому и чулымско-тюркскому языкам, четыре монографии по селькупскому и чулымско-тюркскому языкам, реализовано четыре исследовательских проекта. В настоящее время продолжаются исследования по хантыйскому, селькупскому, чулымско-тюркскому, кетскому и телеутскому языкам с применением современных достижений лингвистики, фольклористики и других смежных наук. Ключевые слова: лингвистическая школа А. П. Дульзона, исследования исчезающих языков, индигенные этносы, селькупский язык, хантыйский язык, кетский язык, чулымско-тюркский язык, телеутский язык | 519 | ||||
7 | В статье представлено пять из четырнадцати архивных селькупских рассказов, собранных А.П. Дульзоном в 1962 году во время экспедиции в д. Новосондрово Колпашевского района Томской области: «Душа человека улетает к богу», «Из трубы искры летят», «В избе что-то горит», «Не знаю, где горит», «Никто меня не жалеет». Полевые материалы хранятся в архиве кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета. Информантом А.П. Дульзона выступила Мария Павловна Педогина, носительница среднеобского диалекта селькупского языка. Рассказы отражают разные стороны жизни селькупского этноса, мифологические представления и представления о духовной и материальной культуре. В текстах вербализуются древнейшие фрагменты языковой картины мира селькупов: персонификация огня, почитание земли. Рассказ «Душа человека улетает к богу» репрезентирует верования селькупов и их представления о теле и душе. В селькупской культуре присутствует двоякая интерпретация зарождения жизни: 1) происхождение жизни с неба (духовной жизни – души); 2) происхождение жизни от земли (плотской жизни – тела). Небо – место обитания божества, которое дает жизнь, посылая душу-зародыш лучами солнца, к нему же эта душа и возвращается после окончания земной жизни. В рассказах «Из трубы искры летят», «В избе что-то горит», «Не знаю, где горит» объективируется персонификация огня, описываются запреты, связанные с огнем, вербализуется идея контролируемого и неконтролируемого горения. Для поддержания жизни огню требуется пища, а сам процесс горения можно рассматривать как непрекращающееся пиршество огня. В рассказе «Никто меня не жалеет» находит свое отражение образ земли. Земля персонифицируется и наделяется способностью к состраданию и сопереживанию и сравнивается с матушкой. Все тексты ранее не были опубликованы и проанализированы; они приводятся с лингвокультурологическими комментариями. Основная цель данной статьи заключается в обнародовании архивных селькупских материалов, представляющих большую ценность для научного сообщества. Ключевые слова: А.П. Дульзон, неопубликованные материалы, рассказы, среднеобской диалект, селькупский язык, лингвокультурологический комментарий | 91 |