Поиск
| № | Поиск | Скачиваний | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Представлено исследование лингвистических и культурных аспектов метаморфозы персонажей в фольклоре трех народов обскоенисейского ареала: кетов, селькупов и хантов. В работе рассматриваются варианты мифа о происхождении месяца, общего для этих трех культур. Миф демонстрирует несколько метаморфоз, например: мужчина → половина мужчины без сердца → месяц; мужчина → лебедь → половина мужчины без сердца → месяц и др. Структура ситуации метаморфозы включает следующие компоненты: 1) кто/ что превращается; 2) в кого или во что превращается субъект; 3) инициатор метаморфозы (если имеется); 4) действия, сопровождающие и/или инициирующие трансформацию. Ключевые слова: фольклор, обско-енисейский ареал, метаморфоза, лексико-грамматические средства реализации | 1602 | ||||
| 2 | Фольклорные тексты и этнографические описания являются важнейшей основой для моделирования картины мира, прежде всего для бесписьменных и младописьменных народов. В качестве одной из стратегий моделирования картины мира предлагается междисциплинарный ситуационный подход, объединяющий методы и ресурсы различных дисциплин. Суть междисциплинарного ситуационного подхода заключается в том, что фольклорные и этнографические тексты анализируются на наличие этнолингвистических ситуаций, компоненты которых выявляются и интерпретируются с использованием методологического аппарата лингвистики, фольклористики и культурологии. Язык способствует детальной интерпретации смысла ситуации и помогает устанавливать границы. Каждая этнолингвистическая ситуация предполагает участников и основана на их активности, т. е. определенном действии, придающем смысл. В фольклоре этнолингвистическая ситуация соотносится с мотивом, понимаемым как сегмент-событие, относительно самостоятельный, завершенный и относительно элементарный сегмент повествования. Мотив выступает как организующий момент сюжетного движения и привносит свой смысл в содержание сюжета, а также является отличительной чертой или доминирующей идеей литературного произведения. Объединяя данные из разных дисциплин для понимания этнолингвистической ситуации, мы получаем особую междисциплинарную единицу, которая позволяет максимально широко интерпретировать фольклорные или этнографические данные, а также моделировать картину мира на их основе. Целью исследования является апробация междисциплинарного ситуативного подхода для интерпретации картины мира народов Сибири на примере нескольких ситуаций конфликта в фольклоре селькупов и хантов. Этнокультурный анализ компонентов ситуации позволяет выявить детали, важные для дальнейшего типологического исследования фольклора сибирского ареала. Ключевые слова: междисциплинарный подход, этнолингвистическая ситуация, фольклор селькупов и хантов, картина мира | 881 | ||||
| 3 | Данная обзорная статья посвящена финно-угорскому направлению исследований как части научного наследия Андрея Петровича Дульзона, 125-летие со дня рождения которого отмечается в 2025 г. А.П. Дульзон, выдающийся российский ученый и международный авторитет в области лингвистики, этнографии и археологии, оставил заметный след в исследовании языков и культур коренных народов Сибири. Особое внимание уделяется роли А.П. Дульзона как основателя лингвистической школы в Томском государственном педагогическом университете, где ныне располагается лаборатория-кафедра языков народов Сибири. Ключевое значение имеет сформулированная им проблема происхождения аборигенов Сибири и их языков, которая стала основой для комплексных междисциплинарных исследований лингвистов, археологов и этнографов. В статье отражены основные этапы развития финно-угорского направления, начиная с исследований самого А.П. Дульзона в 60-х гг. ХХ в. и по сегодняшний день. Описаны основные сферы интересов ученых этого направления, последние тенденции в их исследованиях, в которых все большее внимание уделяется комплексному лингвоантропологическому подходу к исследованию языков и культур коренных народов Сибири и Севера, на котором настаивал А.П. Дульзон. Лингвистическая школа А.П. Дульзона продолжает развиваться, осуществляет экспедиционную и издательскую деятельность, организовывает конференции, которые служат платформой для обмена знаниями и исследованиями в области языков и культур, привлекая ученых со всего мира, и вносит весомый вклад в общую картину лингвистического и культурного знания. Ключевые слова: А.П. Дульзон, лингвистическая школа, финно-угорские языки, хантыйский язык, комплексный подход, лингвоантропологические исследования | 253 | ||||







