Традиционные представления теленгитов-алтайцев о природе и их отражение в семейном обряде саҥ
DOI: 10.23951/2307-6119-2025-4-87-97
Рассматривается традиционное представление алтайцев о природе, отраженное в семейном обряде саҥ, который является неотъемлемой частью культуры теленгитов-алтайцев. В связи с географической удаленностью от центра теленгиты сумели сохранить архаичные формы своих традиций, которые, однако, претерпевают изменения со временем. В современных условиях актуальным является изучение того, как меняются традиционные воззрения теленгитов на природу и в какой степени эти изменения связаны с влиянием современных условий. Статья основана на полевых материалах, собранных автором в феврале 2025 г. во время экспедиции в село Кокоря Кош-Агачского района Республики Алтай, где компактно проживает этническая группа теленгитов. В исследовании применялись этнографические методы, включая интервью, включенное наблюдение, а также видео- и фотосъемку. Таким образом, работа опирается на эмпирические данные и направлена на изучение и сохранение традиционной культуры теленгитов-алтайцев. Обряд саҥ является важным элементом системы жизнеобеспечения и самобытности алтайского народа, который отражает их мировоззрение. Семейный саҥ проводится в первую очередь для выражения благодарности природным силам и во-вторую очередь – для обеспечения благополучия, здоровья и счастья членов семьи. Обряд состоит из ряда ритуалов: приготовление ритуальной пищи, угощение домашнего очага, освящение и угощение самого саҥ, произнесение благопожеланий. В ходе исследования было установлено, что семейный обряд саҥ осуществляется не только в рамках празднования Чагаа-Байрам, но и в течение всего года. Например, обряд проводится в домашних условиях при подготовке к важным событиям для семьи, а некоторые семьи проводят его ежемесячно. Таким образом, изучение обряда саҥ важно для лучшего понимания культуры теленгитов-алтайцев. Этот обряд может стать основой для сохранения и возрождения традиционных обрядов в современном обществе.
Ключевые слова: традиционные воззрения, религиозные верования, алтайцы, теленгиты, саҥ, саҥ салары, обряды, этническая культура
Библиография:
1. Енчинов Э.В. Чага-Байрам и Масленица в календарной обрядности народов Республики Алтай // Макарьевские чтения: материалы XIII Международной научной конференции / отв. ред. Ф.И. Куликов. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2018. С. 80–84.
2. Алтайский этнографический словарь / под ред. Н.В. Екеева (отв. ред.), Э.В. Енчинова (науч. ред.) и др. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2023. 370 с.
3. Дьяконова В.П. Алтайцы: материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Горно-Алт. ин-т гуманитар. исслед. Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 2001. 221 с.
4. Шерстова Л.И. Религиозный синкретизм алтайских обрядов почитания лечебных источников (на примере Бугузунского аржана) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 171–177.
5. Торушев Э.Г. Промысловые культы алтайских охотников (по полевым материалам) // Народы Евразии: История. Культура. Языки: материалы Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2017. С. 176–184.
6. Обрядность в традиционной культуре алтайцев / под ред. Н.В. Екеева (отв. ред.), Е.Н. Кузьминой (науч. ред.) и др. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. 704 с.
7. Конструирование общероссийской, региональной и этнической идентичности в Республике Алтай (конец XX – начало XXI веков) / под ред. Н.О. Тадышевой, Э.В. Енчинова. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова, 2018. 336 с.
8. Алтай алкыштар: алтай албатыныҥ оос творчествозы. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. 144 с.
9. Конунов А.А. Чага Байрам в системе алтайской календарной обрядности в начале XXI в. (по материалам экспедиций 2017 г.) // Алтай – Западная Сибирь в XIX – начале XX вв.: население, хозяйство, культура: материалы Всерос. научно-практ. конф., посвященной 160-летию со дня рождения этнографа, экономиста и общественного деятеля Сергея Порфирьевича Швецова. Горно-Алтайск: БНУ РА Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, 2018. С. 314–322.
10. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Февраль.
11. Тадина Н.А. Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1 (14). С. 146–153.
12. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. 1926. С. 63–78.
13. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.
14. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Чичинова Л.Н., 1959 г .р.
15. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Кыпчакова А.К., 1976 г. р.
16. Тадина Н.А. О жизненных этапах человека в контексте традиции счета возраста у алтайцев // Томский журнал ЛИНГ и АНТР – Tomsk Journal LING & ANTHRO. 2023. № 3 (41). С. 154–164.
17. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Емедекова С.К., 1965 г. р.
18. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Майхиев Г.В., 1974 г. р.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 87 — 97
Скачиваний: 75







