О проблеме сохранения в условиях города Горно-Алтайска традиционной свадьбы южных алтайцев как культурного наследия Республики Алтай
DOI: 10.23951/2307-6119-2025-3-120-130
Цель статьи заключается в освещении проблемы сохранения алтайской свадьбы, проводимой в условиях г. Горно-Алтайска. Материалом исследования являются полевые сведения, собираемые авторами на протяжении трех десятилетий в Республике Алтай. При анализе источниковой базы использованы методы описания и систематизации собранного материала. Выявлено, что у городских алтайцев свадьба по традиционным канонам считается престижной, поэтому в первую половину дня проводится ритуальная свадьба «алтай той», во вторую половину – молодежная свадьба. Подчеркнуто сокращение современного свадебного церемониала по сравнению с традиционным, что показательно в городских условиях. Описаны особенности сватовства в городе, совершаемого в основных чертах в знак уважения родственников невесты. Определены проблемы проведения свадьбы алтайцами, живущими в благоустроенной квартире, когда для ритуалов почитания семейного очага необходим открытый огонь. Описана проблема ритуального песнопения для сопровождения невесты по городским улицам в дом родителей жениха, совершаемого ранним утром. Обращено внимание, что г. Горно-Алтайск выступает «перекрестком» обрядовой жизни этнотерриториальных групп алтайцев, представители которых проживают в столице республики. Показательно на примере южных алтайцев, этническая самоидентификация которых складывается из этноконсолидирующих признаков – традиции, обычаи и язык. Выявлены спорные ситуации свадьбы, когда жених или невеста являются теленгитами, потому что ритуальные смыслы алтай-кижи и теленгитов не совпадают. Противоречия наблюдаются при совершении сватовства «по-теленгитски» с совмещением послесвадебных подношений «белкенчек», при соблюдении запрета у алтай-кижи присутствовать родителям невесты на свадьбе в доме жениха. Описанная традиция соблюдения основных ритуалов и обрядов позволяет отнести сохранившуюся алтайскую свадебную обрядность к этнокультурному наследию Республики Алтай. На протяжении последнего десятилетия Совет зайсанов как глав родов-сёоков предлагает основать юрту-айыл как центр традиционной культуры, где имелись бы возможности для проведения ключевых ритуалов почитания родового огня жениха. Для развития этнической культуры в современных условиях необходимы усилия для превращения города в духовный центр.
Ключевые слова: алтайцы, городские условия, свадебная обрядность, этнокультурное наследие, республика, полевой материал, метод непосредственного наблюдения, анализ
Библиография:
1. Количество жителей Горно-Алтайска численность населения // Города России. URL: http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=270 (дата обращения: 25.11.2024).
2. О регулировании некоторых вопросов в области нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай // Altai-republic.ru. URL: https://altai-republic.ru/upload/iblock/35c/kick2lnmbr63ie2dv4eh6qqgtn1megko/113-rz-2022.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
3. Швецова А.А. Сакральное и профанное в современном свадебном обряде армян Мордовии // Вестник ТГУ. № 3 (95). 2011. С. 208–213.
4. Зельницкая Р. Ш. Городская и деревенская свадьба в Абхазии // Антропология города: материалы конференции молодых ученых. Москва, 4–6 декабря 2013 г. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 187–194.
5. Белевцова В.О. Традиционная свадебная обрядность в городской среде // Антропология города: материалы конференции молодых ученых. Москва, 4–6 декабря 2013 г. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 195–202.
6. Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации // Oriental Studies. 2020. Т. 13, № 2. С. 405–421.
7. Обрядность в традиционной культуре алтайцев / БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»; редколлегия: Н.В. Екеев (отв. ред.), Е.Н. Кузьмина (науч. ред.), А.А. Конунов, Н.О. Тадышева. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. 704 с.
8. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX–XX вв.). Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1995. 207 с.
9. Ябыштаев Т.С. Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев в современных условиях // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: сборник научных статей / отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. Вып. XXVI. С. 306–310.
10. Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Алтайская свадьба в условиях пандемии // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 10-й Междунар. науч. конф. Вып. 10 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПУ, 2020. С. 117–121.
11. Тадина Н.А. Культурно-семиотические коды бурханистских обрядов свадьба алтай-кижи // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2023. № 1. С. 172–181. DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-15
12. Тадина Н.А. Язык этикета в свадебном фольклоре алтайцев // Традиционная культура, 2014. № 1. С. 51–60.
13. Тадина Н.А. О проблемах сохранения в условиях города традиционной свадебной обрядности алтайцев как нематериального культурного наследия Республики Алтай. URL: https://zsaek.tsu.ru/sites/default/files/webform/Tadina_2024.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
14. ПМА 2022 г.: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Чалчикова А.Н., 1965 г.р.
15. ПМА 2021 г.: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Ябыштаева В.П., 1962 г.р.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 120 — 130
Скачиваний: 267







