Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Уровень владения родным языком детей саха в моноэтничной среде Республики Саха
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Уровень владения родным языком детей саха в моноэтничной среде Республики Саха

Никитина Вилюяна Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6119-2025-3-61-69

Информация об авторе:

Никитина Вилюяна Николаевна, Научный сотрудник. Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Ул. Петровского, 1, Якутск, 677007. E-mail: gviluyna@mail.ru; SPIN-код: 3945-3045; ORCID ID: 0000-0002-5575-6687.

Актуальность темы обусловлена необходимостью не только зафиксировать научно обоснованное описание языковой ситуации, но и потребностью выявить пути решения сохранения языка саха в условиях языкового сдвига, когда даже в моноэтничной среде происходит утрата детьми родного языка. Цель исследования – выявить уровень владения родным языком детей саха 5–17 лет в 14 улусах Республики Саха, в которых преобладает сахаязычное население (Амгинский, Вилюйский, Верхневилюйский, Верхоянский, Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Нюрбинский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Хангаласский), а также в четырех детских садах и трех школах г. Якутска с обучением и воспитанием в языковой среде саха. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было проведено массовое социолингвистическое исследование уровня владения родным языком детей саха младшего и среднего возраста. В исследовании предпринята попытка социолингвистического рассмотрения проблемы воспроизводства языка саха детьми дошкольного и школьного возраста, связанной с языковыми установками их родителей. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении содержания понятия «владение языком» в условиях двуязычия в социолингвистическом аспекте. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в определении мер по совершенствованию языковых навыков детей. Исследование уровня владения языком основано на теориях лексической семантики Ю.Д. Апресяна, «исконной лексики» Ю.Д. Дешериева, интерференции Л.В. Щербы, Е.М. Верещагина, А.Е. Карлинского, психологической теории связной речи А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, методики развития речи М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, социопсихолингвистического подхода Н.И. Ивановой. Эмпирический материал был собран в ходе реализации научно-исследовательского проекта «Мониторинг уровня владения родным языком детей саха в дошкольных и общеобразовательных учреждениях РС (Я)» в 2024 г. в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) в 2020–2024 гг.». Проведены интервью с 4 052 детьми 5–17 лет, социолингвистическое анкетирование 1 574 родителей в 14 целевых улусах и г. Якутске, в результате которых установлен факт не только языкового сдвига, но и обусловленность языкового развития детей установками родителей. Были применены метод устного интервью, который включает рассказ детей о себе, своей семье, своем распорядке дня, опрос по картинкам, рассказ по сюжетной картинке, метод невключенного наблюдения за общением детей, социолингвистическое анкетирование родителей, воспитателей и учителей. Собранный материал обработан методами анализа, интерпретации, систематизации данных.

Ключевые слова: владение языком детьми, уровень владения языком, язык саха, якутский язык, двуязычие, билингвизм, социолингвистическое исследование, языковые установки родителей, лексический состав, связная речь, речевое поведение

Библиография:

1. Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Институт языкознания РАН, 2006. 312 с.

2. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык / пер. с английского С. Черников. СПб.: Питер, 2018. 304 с.

3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры»: Восточная литература, 1995. 472 с.

4. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность: сб. работ. Л.: Наука, 1974. С. 313–318.

5. Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранных языков. М.: МГУ, 1969. 90 с.

6. Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Гылым, 1990. 180 с.

7. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М.: Ленанд, 2019. 381 с.

8. Иванова Н.И., Никитина В.Н. Уровень владения лексикой родного языка у детей саха при смешанном типе раннего двуязычия (на материале Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия)) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 3 (44). С. 79–91.

9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

12. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.

13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.

14. Никитина В.Н. Диагностика развития связной речи детей саха 5–7 лет: социолингвистический подход // Социолингвистика. 2024. № 4 (20). С. 91–103.

15. Национальный состав населения по муниципальным районам и городским округам // Итоги Всероссийской переписи населения. URL: https://14.rosstat.gov.ru/folder/179476 (дата обращения: 20.07.2024).

16. Оценка численности населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2024 года. URL: https://14.rosstat.gov.ru/chisl_sostav (дата обращения: 20.07.2024).

17. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с.

18. Иванова Н.И., Данилов И.А. Языковая дистрибуция городской повседневности: социолингвистическое измерение (по данным 2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 301–313.

nikitina_viliuiana_nikolaevna_61_69_3_49_2025.pdf ( 153.37 kB ) nikitina_viliuiana_nikolaevna_61_69_3_49_2025.zip ( 144.31 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ЛИНГВИСТИКА

Страницы: 61 — 69

Скачиваний: 313

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ