Семантический инвариант социативного суффикса -lsA в баргузинском диалекте бурятского языка
DOI: 10.23951/2307-6119-2025-3-19-28
Статья посвящена семантике суффикса -lsA в баргузинском диалекте бурятского языка. Эта морфема изначально представляет собой показатель социатива, но приняла на себя и функцию показателя реципрока. Полевые данные из улуса Барагхан (Республика Бурятия), полученные методом анкетирования носителей и элицитации, показали, что, вопреки предшествующим описаниям бурятского языка, в рассматриваемом идиоме суффикс -lsA не образует ассистивные клаузы в традиционном понимании и имеет ряд ограничений на способы выражения множественного участника при социативе, а именно не образует социативные клаузы в узком смысле, т. е. не допускает выражения множественности посредством именной группы во множественном числе, а также сочинения именных групп при помощи союза. В статье рассмотрены существующие значения аффикса, в том числе многообразие типов социатива, которое представлено в баргузинском бурятском субъектной, объектной и событийной разновидностями. Обнаружено, что события, которые описываются социативными клаузами, должны быть связаны пространственно, во времени и по смыслу. Автор предлагает свести все возможные значения суффикса к событийной множественности как к семантическому инварианту, причем события, к которым отсылает маркер -lsA, должны быть частью одной ситуации (в терминах ситуационной семантики). Семантика реципрока и разных типов социатива в таком случае возникает благодаря различным контекстуальным отношениям между событиями. Так, в реципрокальной клаузе с двумя участниками события имеют совпадающий набор участников и дескриптивные свойства, но различаются распределением ролей между участниками; при субъектном и объектном социативе события различаются одним из участников и совпадают по дескриптивным характеристикам, а предложения с суффиксом -lsA в значении так называемого сопутствующего действия описывают события, которые могут не иметь ничего общего, кроме пространственно-временной и смысловой связанности, задаваемой принадлежностью к одной ситуации. Вопрос о том, лежит ли вся семантика суффикса в сфере ассерции или же по крайней мере часть ее является пресуппозицией, подлежит дальнейшему исследованию.
Ключевые слова: бурятский язык, монгольские языки, социатив, реципрок, глагольная семантика, событийная множественность, семантический инвариант, полисемия
Библиография:
1. Дарбеева А.А., Дугаржапова Т.М. Бурятский язык // Языки Российской Федерации и соседних государств: А–И. М.: Наука, 1997. Т. 1. С. 234–244.
2. Skribnik E. Buryat // Juha Janhunen (ed.). The Mongolic languages. London: Routledge, 2003. P. 102–128.
3. Поппе H.H. Грамматика бурят-монгольского языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 268 с.
4. Poppe N. Buriat Grammar. Bloomington: Indiana University, 1960. 129 p.
5. Санжеев Г.Д. Грамматика бурят-монгольского языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 188 с.
6. Санжеев Г.Д. (ред.) Грамматика бурятского языка. Фонетика и морфология. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. 340 с.
7. Nedjalkov V. P. et al. Reciprocal, sociative, comitative, and assistive constructions in Buryat and Khalkha-Mongol // Typological Studies in Language, 2007. V. 71, № 3. P. 1281–1348.
8. Nedjalkov V. P. Overview of the research // Typological Studies in Language, 2007. V. 71, № 3. P. 3–113.
9. Kratzer A. Situations in natural language semantics // The Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2014. URL: http://plato.stanford.edu/entries/situations-semantics/ (accessed June 26, 2024).
10. Rullmann H. Additive particles and polarity // Journal of semantics, 2003. V. 20, № 4. P. 329–401.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 19 — 28
Скачиваний: 276







