«Морские черепахи» и «водоросли»: нарративизация возвращения на родину китайских выпускников сибирских университетов
DOI: 10.23951/2307-6119-2025-2-131-142
Окончившие сибирские университеты студенты из Китая, возвращаясь на родину, сталкиваются с конкуренцией на рынке труда и с завышенными ожиданиями со стороны семьи и общества. Интернационализация и диверсификация образования привели к появлению новых видов профессиональной мобильности и новых заинтересованных сторон, таких как частный сектор и коммерческие рекрутинговые агентства с различными требованиями к выпускникам. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить символическую ценность и практическое признание на родине высшего образования, полученного китайскими студентами в Сибири – огромном регионе с растущим взаимодействием с Китаем в сферах образования и экономики. Высшее образование в России становится менее монополизированным, элитарным и более доступным для иностранных поступающих с различным экономическим статусом и уровнем русского языка. Из-за институциональных и культурных барьеров между двумя государствами проблемы трудоустройства и возвращения из Сибири на родину китайских выпускников заслуживают антропологического внимания. Предметом исследования являются нарративы практик трудоустройства китайских выпускников сибирских университетов, обусловленные неоднозначной социально-экономической ситуацией в Китае. Показано, как китайское понимание «культуры образования» с ее богатым языком, повседневными идиомами и дискурсом о возвращении выпускников на родину определяет транснациональные рынки образования и труда. Диплом зарубежного университета более не является единственно важным условием для карьерного роста молодежи в Китае. Китайские работодатели становятся более требовательными к соискателям с дипломом зарубежного образца. Подготовка в университетах к приобретению практических знаний для трудоустройства в России и на родине недостаточно разработана. Выявленные автором специфические китайские практики «перехода от учебы к работе» выпускников и терминология, объясняющая эти процессы, подтверждаются этнографическими свидетельствами, собранными автором во время полевой работы со студентами из Китая, обучающимися в Томске и Иркутске. Погружение в практики трудоустройства позволяет выявить проблемы благосостояния и карьерного развития китайских студентов, обучающихся не только в столице, но и в регионах России, что в имеющихся исследованиях об адаптации студентов из Китая не получило на сегодняшний день достаточного освещения.
Ключевые слова: интернационализация образования, российские университеты, китайские студенты, переход от учебы к работе, трудоустройство, государственная служба
Библиография:
1. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 1 (6). С. 41–53.
2. Lee J.T. Romanticizing Decolonization and Asian Epistemology: Reflections on Identity and Space // Asia Pacific Education Review. 2023. Vol. 24. P. 187–197.
3. Zhang X. Chinese International Students and Citizenship: A Case Study in New Zealand. Singapore: Springer, 2020. 158 p.
4. Pieke F.N. Chinese Educational Achievement and “Folk Theories of Success” // Anthropology & Education Quarterly. 1991. Vol. 22, No. 2. P. 162–180.
5. Liu W. The International Mobility of Chinese Students: A Cultural Perspective // Canadian Journal of Higher Education. 2016. Vol. 46 (4). P. 41–59.
6. Калмыков П.Н. Китайская учащаяся молодежь Москвы. Ресурс миграционного притока или российские контрагенты в Китае? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. № 2. С. 234–250.
7. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. Томск: РАУШ МБХ, 2011. С. 140–152.
8. Hao J., Welch. A. A Tale of Sea Turtles: Job-Seeking Experiences of Hai Gui (High-Skilled Returnees) in China // Higher Education Policy. 2012. Vol. 25. P. 243–260.
9. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25, No. 5. P. 582–597.
10. Dyer S., Lu F. Chinese-born international students' transition experiences from study to work in New Zealand // Australian Journal of Career Development. 2010. Vol. 19, No. 2. P. 23–31
11. Xu C.L. Time, Class and Privilege in Career Imagination: Exploring Study-to-Work Transition of Chinese International Students in UK Universities through a Bourdieusian Lens // Time & Society. 2020. Vol. 30, No. 1. P. 5–29.
12. Chu J.Y. Cosmologies of Credit: Transnational Mobility and the Politics of Destination in China. Durham: Duke University Press, 2010. 343 p.
13. Lee H. The Soft Power of the Constant Soldier: Or, Why We Should Stop Worrying and Learn to Love the PLA // Wang B. (ed.) Chinese Visions of World Order: Tianxia, Culture, and World Politics. Durham – London: Duke University Press, 2017. P. 237–266.
14. Williams, M. Returning Home with Glory: Chinese Villagers around the Pacific, 1849 to 1949. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2018. 264 p.
15. Jemec S. Sweet Return and Bitter Memories: Rethinking Coffee Culture and Overseas Return Migration from Europe to Rural Fujian, China // Journal of Chinese Overseas. 2023. Vol. 19, No. 1. P. 57–88.
16. Ruan N. Hybrid Opportunities and Constraints: Chinese Top-Tier Overseas Postgraduate Students and Their Choices to Stay Abroad or Return Home // International Journal of Chinese Education. 2020. Vol. 9, No. 2. P. 173–193.
17. Pieke F.N. The Genealogical Mentality in Modern China // The Journal of Asian Studies. 2003. Vol. 62, No. 1. P. 101–128.
18. Nonini D.M., Ong A. Introduction: Chinese Transnationalism as an Alternative Modernity // Ong A., Nonini D. M. (eds.) Ungrounded Empires: The Cultural Politics of Modern Chinese Transnationalism. New York: Routledge, 1997. P. 3–33.
19. Zhu J. Chinese Overseas Students and Intercultural Learning Environments: Academic Adjustment, Adaptation and Experience. London: Palgrave Macmillan, 2016. 259 p.
20. Liang X. Study on Sino-Russian Cross-Border Cooperation on Higher Education in the Context of the Belt and Road Initiative // World of Economics and Management. 2018. Vol. 18, No. 3. P. 140–150.
21. Wang J. Research on China-Russia Higher Education Cooperation under the Background of “Belt and Road” // Transactions on Comparative Education. 2023. Vol. 5, No. 1. P. 1–12.
22. ПМА, 2020 г.: Китай, провинция Фуцзянь, городской округ Саньмин, уезд Минси, Дэн Р., 1978 г.р.
23. ПМА, 2023 г.: Томск, анонимно, 1995 г.р.
24. Barbalet J. Self-Interest in Chinese Discourse and Practice: Temporal Distinctions of Self // The Sociological Review. 2013. Vol. 61, No. 4. P. 649–666.
25. Zhang Q., Tian X. A Study of College Students’ Civil Servants Fever Based on Chinese and Western Values // Sociology Mind. 2014. Vol. 4. P. 221–225.
26. ПМА, 2023 г.: Иркутск, Ян Т., 2004 г.р.
27. ПМА, 2023 г.: Томск, Ли Х., 1999 г.р.
28. Fu C. China’s Young Elite Clamor for Government Jobs. Some Come to Regret It // New York Times. 02.01.2023. https://www.nytimes.com/2023/01/02/business/china-youth-unemployment.html (дата обращения: 15.04.2024).
29. Luo Y., Tian X. In China, Competition for Civil Service Jobs Keeps Getting Fiercer // Sixth Tone. 03.11.2023. https://www.sixthtone.com/news/1014012 (дата обращения: 15.04.2024).
30. Du Z., Sun Y., Zhao G., Zweig D. Do Overseas Returnees Excel in the Chinese Labour Market? // The China Quarterly. 2021. Vol. 247. P. 875–897.
31. ПМА, 2023 г. Томск, Чжэн В., 1998 г.р.
32. Ларин А.Г. Китайская образовательная миграция в России: невеселая картина // Общество и государство в Китае. 2012. № 2 (42). С. 285–289.
33. Ryazantsev S.V., Shaktray S.M., Yanik A.A., Popova S.M. Russian-Chinese Academic Mobility as Competitive Partnership // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90, No. 1. P. 15–24.
34. Гунтыпова Э.С. Китайские студенты в БГСХА: стратегические перспективы академии и сложности взаимной адаптации // Интеграция экономических мигрантов в регионах России. Формальные и неформальные практики / отв. ред. Н.П. Рыжова. Иркутск: Оттиск, 2009. С. 208–222.
35. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. География исхода и социальное происхождение китайских студентов в Бурятии // Мигранты и принимающее общество в Байкальской Азии / отв. ред. Б.В. Базаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 94–102.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 131 — 142
Скачиваний: 506







