Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №2 Детский кумыкско-русский билингвизм глазами школьников и их родителей. Лингвистический и этносоциальный аспекты
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Детский кумыкско-русский билингвизм глазами школьников и их родителей. Лингвистический и этносоциальный аспекты

Устьянцев Герман Юрьевич, Архипова Марьяна Николаевна, Груздева Анастасия Ильинична, Насырова Регина Руслановна, Россяйкин Петр Олегович, Федорова Ольга Викторовна

DOI: 10.23951/2307-6119-2025-2-50-66

Информация об авторе:

Устьянцев Герман Юрьевич, Кандидат исторических наук, ассистент кафедры этнологии исторического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27, к. 4, Москва, 119234. E-mail: ustyan-93@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-0655-3127; SPIN-код: 6318-2400. Архипова Марьяна Николаевна, Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры этнологии исторического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова Ломоносовский проспект, 27, к. 4, Москва, 119234. E-mail: marta_ko@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-3332-1292; SPIN-код: 1602-9400. Груздева Анастасия Ильинична, Младший научный сотрудник Лаборатории исследования и сохранения малых языков. Институт языкознания РАН. Большой Кисловский пер., 1 стр. 1, Москва, 125009. Аспирант и инженер кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова. Ленинские горы, ГСП, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), Москва, 119991. E-mail: gruzdevaai@my.msu.ru; ORCID ID: 0000-0003-0515-0895; SPIN-код 8071-0237. Насырова Регина Руслановна, младший научный сотрудник Института искусственного интеллекта, студент магистратуры отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова. Ленинские горы, ГСП, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), Москва, 119991. E-mail: regina.nasyrova55@gmail.com; ORCID ID: 0009-0008-6280-0667. Россяйкин Петр Олегович, Кандидат филологических наук, инженер кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова. Ленинские горы, ГСП, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), Москва, 119991. E-mail: petrrossyaykin@gmail.com; ORCID ID: 0000-0002-7235-724X. Федорова Ольга Викторовна, Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. МГУ имени М.В. Ломоносова. Ленинские горы, ГСП, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), Москва, 119991 E-mail: olga.fedorova@msu.ru; ORCID ID: 0000-0002-5034-3859; SPIN-код: 8832-8904.

Статья представляет собой третий этап исследования языковой и этнокультурной ситуации терских кумыков, проживающих в республике Северная Осетия – Алания, на примере терских кумыков с. Предгорное. Выбор данной группы обусловлен ее экславным проживанием (терские кумыки с. Предгорное живут в Республике Северная Осетия), языковой самобытностью проживающих в селе терских кумыков, при этом они находятся в постоянной культурном и языковом взаимодействии с представителями других народов села и республики. В данной работе внимание было сфокусировано на анализе детского кумыкско-русского билингвизма по представлениям родителей и самих детей. Для работы над исследованием использованы количественные и качественные источники. Коллектив авторов провел исследование в несколько этапов. В августе 2023 г. было проведено анкетирование среди детей и взрослых, затем в феврале 2024 г. – анкетирование только среди детей школьного возраста. В качестве дополнительного этнологического источника было взято глубинное интервью с учителем кумыкского языка в школе с. Предгорное. Также представлены результаты анкетирования в виде диаграмм-«скрипок», которые отражают индексы доминантности применения русского или кумыкского языка. Исследователи сравнили данные первого и второго анкетирования, представления о бытовании кумыкского и русского языков среди школьников глазами самих детей и их родителей. Для уточнения анкетных материалов по билинг- визму детям было задано четыре вопроса, связанных с соблюдением кумыкских/русских праздников и знанием фольклора, интервью с учителем кумыкского языка позволило дополнить, а иногда и пересмотреть некоторые данные анкет. В результате исследование показало наличие двойственной ситуации. С одной стороны, сами дети выше оценивают свой уровень владения кумыкским языком, нежели это делают их родители и тем более их преподаватель в школе. С другой стороны, взрослые отмечают, что дети действительно используют кумыкский для коммуникации между собой (на переменах, во дворе и т. п.), но испытывают серьезные трудности при чтении литературных текстов на кумыкском или написании собственных работ. То есть знание кумыкского языка носит, судя по всему, исключительно бытовой характер, дети владеют минимумом для устного общения. При этом читают литературу и смотрят визуальный контекст в основном на русском языке.

Ключевые слова: языковая ситуация, билингвизм, кумыкско-русский билингвизм, социолингвистическое анкетирование, этнологическое анкетирование, межпоколенческая передача языка, языковая витальность

Библиография:

1. Surrain S., Luk G. Describing bilinguals: A systematic review of labels and descriptions used in the literature between 2005–2015 // Bilingualism: Language and Cognition. 2019. Vol. 22(2). P. 401–415.

2. Kašćelan D., Prévost P., Serratrice L., Tuller L., Unsworth S., De Cat C. A review of questionnaires quantifying bilingual experience in children: Do they document the same constructs? // Bilingualism: Language and Cognition. 2022. Vol. 25. P. 29–41.

3.Форум: В поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9–106.

4. Керимов И.А. Очерки кумыкской диалектологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1967. 155 с.

5. Ольмесов Н.Х. Сравнительно-историческое исследование диалектной системы кумыкского языка. Фонетика. Морфонология. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 326 с.

6. Гаджиахмедов Н.Э. и др. Современный кумыкский язык. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2014. 557 с.

7. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кизлярский говор терского диалекта кумыкского языка: лексические особенности в ареальном и историческом контексте // Российская тюркология. 2021. № 3–4 (32–33). С. 72–82.

8. Ибрагимов М.-Р.А. К изучению динамики этнического самосознания кумыков // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2010. № 2 (22). С. 81–94.

9. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 388 с.

10. Ибрагимов М.-Р.А., Аджиев А.М. Кумыки // Народы Дагестана / отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 472–492.

11. Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. М.: ООО «ДИНЭМ», 2008. 272 с.

12. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13–22.

13. Phinney J.S., Ong A. Conceptualization and Measurement of Ethnic Identity: Current Status and Future Directions // Journal of Counseling Psychology. 2007. № 54(3). P. 271–281.

14. Россяйкин П.О., Груздева А.И., Камбулатова Ю.Р., Насырова Р.Р., Татевосов С.Г., Устьянцев Г.Ю., Федорова О.В. Возрастная динамика билингвизма терских кумыков как индикатор витальности языка: языковой и социокультурный аспекты. Часть 1 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 1. С. 37–53.

15. Россяикин П.О., Груздева А.И., Камбулатова Ю.Р., Насырова Р.Р., Устьянцев Г.Ю., Федорова О.В. Возрастная динамика билингвизма терских кумыков как индикатор витальности языка: языковой и социокультурный аспекты. Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. No 2. С. 60–74.

16. Waskom M.L. seaborn: statistical data visualization // Journal of Open Source Software. 2021. Vol. 6, no. 60. Pp. 3021.

17. Gertken L., Amengual M., & Birdsong D. Assessing Language Dominance with the Bilingual Language Profile. In: Measuring L2 Proficiency: Perspectives from SLA. Bristol, UK: MultilingualMatters. P. 208–225.

18. Тишков В.А. Языковое многообразие как проявление культурной сложности современных наций // Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М.Ю. Мартынова М.: ИЭА РАН, 2021. С. 34–52.

19. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука Терра, 1995. 176 с.

20. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Махачкала: Изд-во Дагестанского гос. пед. ин-та, 1994. 213 с.

21. Оскольская С.А. Переключение кодов в речи носителя нанайского языка // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2020. № 4(26). С. 224–243.

22. Мартынова М.Ю. Школьное образование и идентичность: Отечественные и зарубежные концептуальные подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2013. 50 с.

23. Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. Изд. 2-е, доп. М.: ИЭА РАН, 2014. 160 с.

24. Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана: традиции народов Равнинного и Южного Дагестана. Махачкала: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, 2007. 252 с.

25. Карпушкина Е.А. Возможности языкового развития учащихся с билингвизмом // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 7. С. 111–114.

26. Любкина О.В., Юдина Д.И. Особенности формирования билингвизма у детей // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 4. С. 49–55.

27. Чиршева Г.Н. Детский билингвизм и развитие бикультуральности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 4. С. 54–57.

28. Чиршева Г.Н. Параметры билингвальной коммуникации их влияние на развитие детского билингвизма // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2015. № 2. С. 19–25.

29. Борисова Е.Г. Язык поколений. Как говорят пожилые // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2022. № 3 (47). С. 63–71.

30. Мартынова М.Ю. Язык и идентичность сквозь призму российского школьного образования // Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М.Ю. Мартынова М.: ИЭА РАН, 2021. С. 328–341.

herman_ustyantsev_iurevich_50_66_2_48_2025.pdf ( 551.37 kB ) herman_ustyantsev_iurevich_50_66_2_48_2025.zip ( 400.17 kB )

Выпуск: 2, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ЛИНГВИСТИКА

Страницы: 50 — 66

Скачиваний: 471

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ