Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 17.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №1 Родник как элемент малой родины в традиции предбайкальских бурят: образ, статус, функции
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Родник как элемент малой родины в традиции предбайкальских бурят: образ, статус, функции

Содномпилова Марина Михайловна

DOI: 10.23951/2307-6119-2025-1-129-139

Информация об авторе:

Содномпилова Марина Михайловна. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, 670047. E-mail: sodnompilova@yandex.ru

В традиционной бурятской культуре фундаментальное значение имеет родовая территория – малая родина. Для бурят понятие «родина» не абстрактно, а наполнено конкретным содержанием, главными составляющими которого являются природные элементы родовой территории: родовая гора, речка или озеро, поля и луга, лес, отдельные рощи, деревья и камни. К числу таких объектов относятся и родники. Актуальность работы обусловлена слабой изученностью культа воды в традиции бурят в целом и минеральных источников в частности. Цель статьи – рассмотреть особенности бытования культа воды, места в нем минеральных источников в традиции предбайкальских бурят, живущих к северу от оз. Байкал. В задачи статьи вошло исследование образа водных источников, их статуса и функций в традиции предбайкальских бурят. Источниками исследования стали историко-этнографические, фольклорные материалы, а также материалы полевых исследований автора. В исследовании применялся сравнительно-исторический метод, способствующий выявлению общих черт в понимании и осмыслении явлений природы в культуре тюркомонгольских народов. Исследование позволяет заключить, что у предбайкальских бурят сохранились представления о «живой» воде – с ней ассоциировались воды некоторых родников и озер. Однако культ целебных родников аршанов в традиции предбайкальских бурят не сложился вследствие разных причин: 1. Родовой статус водного источника, который определяет актуальность представлений о территориальных границах эффективности их лечебного воздействия. 2. Магические целебные свойства родниковая вода обретала в процессе ритуального преобразования при активном участии шамана. Такая вода могла исцелить любое заболевание. В связи с этим классификация минеральных источников по лечебным свойствам, возможно, была неактуальна. 3. Кроме того, в Забайкалье большую работу по популяризации аршанов, включая их открытие и определение лечебных свойств воды, проводила буддийская церковь, влияние которой в Предбайкалье не распространялось.

Ключевые слова: предбайкальские буряты, культ воды, целебные источники, бурятские шаманы, ритуальные практики

Библиография:

1. Петри Б.Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. 1924. Вып. 2. С. 98–126.

2. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 287 с.

3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 113 с.

4. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX в. / Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, Д.Б. Дашиев, Г.Ц. Митупов. Новосибирск: Наука, 1983. 233 с.

5. Шагланова О.А. Традиционные верования тункинских бурят (вторая половина XIX – XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. 179 с.

6. Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 366 c.

7. Содномпилова М.М. Между медициной и магией: практики народной медицины в культуре монгольских народов (XVII–XIX вв.). М.: Наука – Восточная литература, 2019. 205 с.

8. Содномпилова М.М. Сакральное пространство этнической Бурятии: культ целебных родников // Oriental Studies. 2024. Т. 17, № 2. C. 389–400.

9. Бильдзюкевич Г.С. Живописный альбом с приложением краткого описания замечательнейших видов и местностей на берегах р. Шилки, Амура и Восточного океана 1859 г. / сост., комм. Е.Н. Туманик. Новосибирск: ОИИФФ СО РАН, 2005. 128 с.

10. Горячие воды Восточной Сибири. URL: http://irkipedia.ru/content/goryachie_vody_vostochnoy_sibiri (дата обращения: 14 июля 2024 г.)

11. Полевые материалы автора ПМА 1: 2024 г., с. Надеино Тарбагатайского района Республики Бурятия, С.В. Хомяков, 1990 г.р.

12. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I / пер. и прим. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995, 156 с.

13. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. М.: Наука, 1978. 125 с.

14. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. 360 с.

15. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2005. 196 с.

16. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соёл, 1996. 111 с.

17. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. I. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. 550 с.

18. Хандагурова М.В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во 2-й половине ХХ в. (бассейнов верхнего и среднего течения рек Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Амтера, 2008. 228 с.

19. Айыжы Е.В. Обряды жизненного цикла тувинцев России, Монголии и Китая: традиции и инновации: дис. … д-ра ист. наук. Кызыл, 2024. 344 с.

20. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа. Л., 1949 // Сборник МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. IX. C. 255–323.

21. Полевые материалы автора ПМА 2: 2005 г., с. Торы Тункинского района Республики Бурятия, Шагланова О.А. 1976 г.р.

22. Цыденов Э.М. К некоторым обрядам в современном бурятском шаманизме // Вестник Бурятского государственного университета. История. 2012. № 8. С. 242–247.

23. Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят. Иркутск: Радиан, 2005. 218 с.

24. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. II. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1959. 443 с.

25. Полевые материалы автора ПМА 3: 2024 г., с. Олой Иркутской области, Болхосоев С.Б. 1971 г.р.

26. Полевые материалы автора ПМА 4: 2024 г., г. Улан-Удэ, Бильтрикова А.В. 1967 г.р.

27. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Краткий научно-популярный очерк. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1985. 143 с.

28. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, 1983. 103 с.

29. Винокуров В.В. Космологические представления в эпических произведениях долган, эвенков и якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2019. № 4 (16). С. 69–79.

30. Полевые материалы автора ПМА 5: 2023 г., с. Хатар-Хадай Иркутской области, Матошкина Н.И. 1952 г.р.

31. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука, 1975.

sodnompilova_marina_mikhaylovna_129_139_1_47_2025.pdf ( 193.66 kB ) sodnompilova_marina_mikhaylovna_129_139_1_47_2025.zip ( 162.3 kB )

Выпуск: 1, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ

Страницы: 129 — 139

Скачиваний: 230

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ