Визуальная фольклористика: от видеофиксации к комплексному исследованию
DOI: 10.23951/2307-6119-2024-4-143-152
Статья посвящена методологическим проблемам визуальной фольклористики. Обосновывается необходимость ее выделения в субдисциплину визуальной антропологии и классической фольклористики. По мнению автора, именно язык кино является той семиотической системой, которая способна максимально полно, адекватно и точно зафиксировать такое сложное культурное явление, как фольклорное произведение. Подчеркивается важность невербальных и внемузыкальных аспектов исполнения, теряющихся при аудио- либо текстовой записи. Статья основана на полевых материалах автора, полученных в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в различные районы Сибири. Приводятся примеры видеофиксаций таких сложных обрядов, как медвежий праздник и почитание семейных духов-покровителей у хантов, шаманское посвящение у бурят и календарный праздник алтайцев Јажыл бӱр (‘Зеленая листва’). Даются практические рекомендации по выбору той или иной методики съемки в различных ситуациях, обосновывается актуальность съемки обрядов с использованием двух камер и методики сплошной съемки. Отдельно рассматривается проблема последующей обработки отснятого материала – различных вариантов монтажа в зависимости от задач и предполагаемой аудитории и анализа имеющихся видеоматериалов с позиций различных научных дисциплин (этнографии, лингвистики, фольклористики, музыковедения, хореографии). Автор считает, что совместный с информантами просмотр видеоматериалов по фольклору может послужить катализатором творческой активности исполнителей и может с этой целью использоваться в полевых исследованиях. В качестве готового результата работы визуального фольклориста может выступать как фольклорный фильм, так и мультимедийный диск, и база данных в интернете, и иллюстрации к статьям и научным докладам, и учебный материал для школьников и студентов. Отдельной проблемой является вопрос авторских прав на видеоматериал, который должен решаться как минимум устной договоренностью с информантом с соблюдением всех его пожеланий по поводу конфиденциальной информации. Автор делает вывод, что именно комплексная цифровая видео- и аудиозапись способна обеспечить необходимый уровень полноты и адекватности фиксации такого многомерного явления, как фольклор, и что визуальная фольклористика уже накопила свои собственные задачи и методологию их решения, перейдя с уровня собственно записи исполнения фольклорного произведения на уровень его комплексного междисциплинарного исследования.
Ключевые слова: визуальная антропология, визуальная фольклористика, обрядовый фольклор, видеофиксация, методология, видеомонтаж, аутентичность
Библиография:
1. Луман Н. Невероятность коммуникации / пер. с немецкого А. М. Ложеницина под ред. Н. А. Головина. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2972.
2. Земцовский И. И. Представление о целостности фольклорного жанра как объект реконструкции и как метод // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: Наука, 1990. 233 с.
3. Брицина А. Ю. Цифровые технологии и проблема аутентичности записи прозы: «сплошная» фиксация и контекст исполнения // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 22–29.
4. Александров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 1999. 99 с.
5. Кляус В. Л. Аудиовизуальная фольклористика: история и проблематика // Новые российские гуманитарные исследования. 2019. № 14. С. 139.
6. Гацак В. М. Предисловие // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 6–7.
7. Форум: Визуальная антропология // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 6–108.
8. Кляус В. Л., Воронков С. О., Семенов А. А. Проект создания «Экспедиционного мультимедийного программного комплекса» // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 84–94.
9. Вовчак А. С., Добрянская Л. А. Львовские электронные архивы украинского фольклора // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 38–46.
10. Пауэллс Л. Репрезентируя движущиеся культуры: проблемы и возможности антропологической и социологической рефлексии // Визуальная антропология: настройка оптики. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 126–149.
11. Миськова Е. В. Фольклор и кино. Проблема посредничества в этнографическом диалоге // В поисках себя: народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях. М.: Наука, 2005. С. 108–155.
12. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: 1988. 236 с.
13. Hoppál M. (ed.) 1992. Ethnographic Films on Shamanism // Siikala A. L. & Hoppál M. (eds.) Studies of Shamanism. Helsinki, Budapest: Finnish Anthropological Society – Akademiai Kiado. P. 182–196.
14. Аронсон О. В. Кино: событие документа. URL: https://www.flahertiana.ru/program/events.htm?id=169.
15. Данилко Е. С. Проблемы видеофиксации обрядов земледельческого календаря в фильме «Учук» // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. Ижевск, 2006. С. 244–246.
16. Антропова Н. А., Кляус В. Л. Заговорно-заклинательные обряды удмуртской знахарки села Багыр в видеофиксации // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. Ижевск, 2006. С. 246–275.
17. Сыченко Г. Б., Леонова Н. В., Мичков П. А. Электронные формы описания и проблемы создания базы данных музыкально-фольклорного архива // Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 148–155.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 143 — 152
Скачиваний: 88