Специфика бытования этнических традиций в преданиях русских и бурят о баргутах
DOI: 10.23951/2307-6119-2024-3-73-80
Представлен анализ структуры русских и бурятских преданий о баргутах, относящихся к микролокальной традиции (Баргузинский район Республики Бурятия). Актуальными представляются компаративные исследования преданий, созданных русскими переселенцами при освоении нового ландшафта в сравнении с преданиями коренных народов. Целью работы является определение специфики бытования локальной традиции бурят и русских в преданиях о баргутах, отражения в ней этнокультурных особенностей в условиях территориальных межэтнических контактов. Имагологический метод анализа позволит воссоздать процесс формирования образа чужого (баргута) в русской традиции в сравнении с бурятским видением этого образа, также востребованным является герменевтический метод интерпретации нарративов. Предания связаны с баргутами, одним из монгольских племен, ранее населявших этот край. Источниками исследований являются архивные записи русских преданий и полевые материалы автора работы. В преданиях со схожим сюжетом причиной исхода аборигенов края является единый мотив появления белой березы в хвойном лесу, маркируется оппозицией «свой – чужой» через цветовой код «белый – черный», фитокод «березовый – хвойный». В ходе исследования установлены структурные особенности построения преданий о баргутах в разной этнической традиции. Выявлена вариативная трансформация инварианта мотива исхода баргутов в русской традиции, связанной с преданиями о чуди: уходят, сами себя погребают, самозакапываются в ямах, бросаются со скал, топятся в реках. Структурообразующим в построении русских преданий является мотив самоубийства чуждого, враждебного народа. В бурятских преданиях устойчивый мотив ухода, а не мифологического самоубийства связан с историческими событиями исхода баргутов, близкого родственного племени, их современников. Важнейшим выводом является установление феномена фольклорного локального наррратива, манифестирующего содержание этнической и/или исторической памяти, трансформацию и адаптацию к инокультурному стереотипу. В условиях культурного пограничья «чужое», приобретая неоднозначное значение, почти превращается в «свое».
Ключевые слова: русские, буряты, этнокультура, пограничье, локальные традиции, инвариант мотива, варианты мотива, чудь, исход
Библиография:
1. Тихонова Е. Л. Семантика и прагматика фольклорной исторической прозы русских старожилов Байкальского региона: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 2018. 62 с.
2. Андреева Е. Д. Фольклор. Культурный ландшафт. Этнокультурная идентичность // Фольклор и этнокультурная идентичность: материалы IV Междунар. школы молодых фольклористов. СПб.: Ред.-издат. комплекс Рос. ин-та истории искусств, 2014. С. 7–23.
3. Зориктуев Б. Р., Сундуева Е. В., Маншеев Д. М., Болхосоев С. Б., Николаева Н. Н. Баргуты Китая. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2021. 282 с.
4. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В. Я. Проппа (1895–1970). М.: Наука, 1975. С. 141–155.
5. Силантьев И. В. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 224 с.
6. Шубин А. С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII–XX вв.). Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1973. 108 с.
7. Молдобаев И. Б. Устные рассказы о кыргызах у народов Сибири (к вопросу об этногенезе киргизов) // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1993. С. 292–297.
8. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ), инв. № 2322, л. 57. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Большое Уро, 1982 г., Гаськов И. И., 1906 г. р.
9. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, 1987. 228 с.
10. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ), инв. № 2139, п. 3, л. 44. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, 1971 г., Башкир Т. Я., 1909 г. р.
11. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ), № 2322, л. 17. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Читкан, 1982 г., Малыгина М. И., 1910 г. р.
12. ПМА, 1999 г. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баянгол, Бадмаев Ш. М.,1924 г. р.
13. Жамцарано Ц. Ж. Путевые дневники 1903–1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 380 с.
14. ПМА, 2011 г. АРВМ КНР, Хулун-Буирский городской район, Шэнэхээн Балгаас, Сэсэрэн-Доржын Долгор, 1940 г. р.
15. ПМА, 1999 г. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Барагхан, Гомбоев Б. Ц., 1973 г. р.
16. ПМА, 1995 г. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баянгол, Бубеев С. Ц., 1924 г. р.
17. Элиасов Л. Е. Байкальские предания. Фольклорные записи. Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1966. 272 с.
18. Кляус В. Л. «Русское Трехречье» Маньчжурии. Очерки фольклора и традиционной культуры. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 384 с.
19. ПМ Тихоновой Е. Л., 2008 г. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, Зарубина Г. А., 1946 г. р.
20. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ), № 2322, л. 69–70. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Телятниково, Гаськов Ф С, 1897 г. р.
21. ПМА, 2010 г. Иркутская область, Боханский район, с. Харагун, Ангажанов С. К., 1928 г. р.
22. ПМ Тихоновой Е. Л.,1996 г. Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, Коневин М. И., 1931 г.р.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 73 — 80
Скачиваний: 163