Родная земля в языковой картине мира народов Сибири
DOI: 10.23951/2307-6119-2024-2-46-57
Рассматривается концепт РОДНАЯ ЗЕМЛЯ в тюркских языках Сибири (алтайском, хакасском, тувинском, якутском), в одном из обско-угорских языков – хантыйском, и в качестве сравнительного материала привлекаются монгольские языки. В отличие от русского языка, где концепт РОДИНА объединяет представления о малой родине и большой Родине как о стране, государстве, в языках Сибири концепт РОДИНА находится в процессе формирования во многом под влиянием русской лингвокультуры. В языковых картинах мира сибирских и монгольских народов родная земля предстает как идеализированное, освоенное предками физическое и сакральное пространство. Представления о родной земле связаны с рождением (земля, на которой родился; место захоронения последа), родством (определение родной земли как родителя – матери и/или отца; метафора связи с родной землей через пуповину), объектами, маркирующими «свое» пространство (река, гора, равнинное место с покосными угодьями, лес, родное стойбище, кочевье, очаг). Значимыми являются национально окрашенные качества, свойства, которыми наделяют родную землю носители данных лингвокультур (можжевельник, целебные источники, богатство флоры и фауны, изобилие населяющих родную землю людей и др.). Важным элементом является также эмоциональная составляющая исследуемого концепта, вербализованная яркими выразительными средствами, положительно характеризующими родную землю. Выделяются общие и этноспецифичные черты данного концепта в рассматриваемых языках. Так, универсальным является определение родной земли как места, где родился и вырос человек; представление о родстве человека со своей землей; сакрализация «своего» пространства; обязательное наличие водного объекта. Отмечаются некоторые общие черты между описанием Алтая в языковых картинах мира алтайцев и монгольских народов (устойчивые эпитеты ‘священный’, ‘золотой’, ‘целебный’ и др.). Уникальными являются, например, соматизмы и глаголы в разных тюркских языках, которые характеризуют родную землю как антропоморфное существо и др.
Ключевые слова: тюркские языки Сибири, хантыйский язык, монгольские языки, языковая картина мира, концепт, лингвокультура, лексика
Библиография:
1. Тюнтешева Е. В., Байыр-оол А. В., Озонова А. А., Шагдурова О. Ю., Тазранова А. Р., Федина Н. Н., Кошкарева Н. Б., Невская И. А., Шенцова И. В., Горбунова В. А., Стручкова Я. В. Жизненное пространство и духовный мир человека через призму языков Сибири. Новосибирск: Академиздат, 2021. 300 с.
2. Содномпилова М. М. Концепт родина в культуре монгольских народов // Этнографическое обозрение. 2007. № 3. С. 124–134.
3. Голикова Т. А. Этнокультурологическое содержание концепта «Алтай»: материалы к словарю // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: материалы IV Международных Березинских чтений. Вып. 14. М.: ИНИОН РАН, МГЛУ, 2008. С. 47–55.
4. Дьячковский Ф. Н., Попова Н. И. Алаас как концепт якутской лингвокультуры // Урало-алтайские исследования. 2014. No 1 (12). С. 58–66.
5. Чугунекова А. Н. Концепт ЧИР (‘земля’) в языковой картине мира хакасов // Мир науки, культуры, образования. 2017. No 3 (64). С. 338–342.
6. Боргоякова Т. Г. Человек и его пространство в хакасском языковом сознании // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. № 3 (17). С. 50–57. doi: 10.23951/2307-6119-2017-3-50-57
7. Монгуш А. А., Бавуу-Сюрюн М. В. Лексические репрезентации концепта «Родина» в стихотворных текстах тувинских писателей // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2020. № 2 (40). С. 106–117.
8. Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект): Более 9 000 слов. / под ред. А. А. Бурыкина. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2020. 689 с.
9. Древнетюркский словарь / под ред. В. М. Наделяева, Д. М. Насилова, Э. Р. Тенишева, А. М. Щербака. Л.: Наука, 1969. 676 с.
10. Хакасско-русский словарь / под ред. О. В. Субраковой. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
11. Бурнаков В. А. Вода в традиционном мировоззрении хакасов: образ и символ (конец XIX – середина XX в.) // Народы и религии Евразии. № 3 (20). 2019. С. 86–100.
12. Тадина Н. А. Река как образ родины у алтайцев // Реки и народы Сибири: сб. научных ст. СПб.: Наука, 2007. С. 151–159.
13. Кӱмӱс абдыраҷах. Хакас чоныныӊ нымахтары паза кип-чоохтары. Серебряная шкатулка: хакасские народные сказки и легенды. Абакан, 2018. 106 с.
14. Есенова Т. С. Лингвокультурный концепт «Родина» в языковом сознании русских и калмыков // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2009. No 3 (31). С. 38–44.
15. Санжина Д. Д. Земля в языковой картине мира монголоязычных народов. URL: http://www.ayk.gov.tr/wp-content/uploads/2015/01/SANJINA-Darima-САНЖИНА-Дарима-Земля-в-языковой-картине-мира-монголоязычных-народов.pdf (дата обращения 10.10.2023).
16. Ойноткинова Н. Р. Алтайские пословицы и поговорки (Алтай кеплеукаасӧстӧр). Новосибирск, 2010. 268 с.
17. Сказки Гришкина Геннадия Григорьевича / пер. с хантыйского языка П. Т. Тарлина. Ханты-Мансийск, 2012. 132 с.
18. Невероятные истории из жизни казымских ханты / сост. Е. Д. Каксина. Вып. 1. Ханты-Мансийск, 2018. 60 с.
19. Хабунова Е. Э., Гедеева Д. Б., Убушиева Б. Э. Топонимы в фольклорном тексте калмыков // Новые исследования Тувы. 2018. № 3. С. 242–257.
20. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2006. 232 с.
21. Бурнаков К. С. Горы – неотъемлемая часть концепта «Родина» в этнической культуре хакасов // Вестник современных исследований. № 1.1 (28). 2019. С. 34‒37.
22. Алтын Арығ. Алыптығ нымах. Богатырские сказания, записанные от С. П. Кадышева. Абакан, 1987. 232 с.
23. Савицкая С. В.Сопоставительное исследование языкового сознания русских и якутов (на примере образа родины) // Вопросы психолингвистики. 2017. № 1 (31). С. 203–216.
24. Маскина J. Jӱрӱмниҥ jуруктары. Горно-Алтайск, 2002. 184 с.
25. Чебодаева Л. И. Ӧбекелернiӊ чолларынҷа. Уклинча ууҷаныӊ чоохтары. По дорогам предков. Рассказы бабушки Уклинчи. Абакан, 2011. 194 с.
26. Сподина В. И. Ценностные характеристики «своей земли» в традиционной культуре коренных народов Югры как маркер этнической идентичности // Вестник Томского гос. ун-та. 2009. № 328. С. 77‒80.
27. Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Лаборатория этнографии НИЧ ХГУ, 1999. 240 с.
28. Хакас чонныӊ хынчатхан сарыннары. Любимые песни хакасского народа. Сборник песен на хакасском языке. Ағбан, 2019. 68 с.
29. Алтай алкыштар: Алтай албытыныҥ оос творчествозы / сост. Е. К. Укачина, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск: Изд-во «Ак Чечек», 1993. 144 с.
30. Кокышев Л. Jӱс письмо. Горно-Алтайск, 1990. 208 с.
31. Чебодаева Л. И. Ӧбекелер чолларынҷа. Айолка оолахтыӊ чарых тӱстерi. По дорогам предков. Светлые сны мальчика Айолки. Абакан, 2018. 60 с.
32. Хотугу сулус: [сахалыы тылынан уус-уран литературнай уонна общественно-политическай сурунаал]. Якутскай, 1947. No.5 (23). 125 с.
33. Лельхова Ф. М. Словарь глаголов хантыйского языка (шурышкарский диалект). Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом “Новости Югры”», 2012. 207 с.
34. Шиянова А. А. Парные слова хантыйского языка (на материале шурышкарского диалекта). Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2015. 156 с.
35. Тюхтенева С. П. Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. 169 с.
36. Дампилова Л. С., Юша Ж. М. Мифологический образ хозяина Алтая: функции и семантика // Сибирский филол. журнал. 2021. № 1. С. 24–36. doi: 10.17223/ 18137083/74/2
37. Белокурова С. М., Мушникова Е. А. Концепт «Родина» в монгольской лингвокультуре // Барышникова Н. Г., Белокурова С. М., Двоежанова Н. Г., Капустина Е. А., Карагодин А. А., Карагодина И. А., Киба О. А., Мушникова Е. А., Стенина В. Ф. Лингвокультурологический подход в контексте развития трансграничного сотрудничества Большого Алтая. Барнаул: Изд-во «Алтайский дом печати», 2018. С. 17–22.
38. Кудажы К-Э. К. Уйгучок Улуг-Хем: роман. Кызыл том. Кызыл: ТывНҮЧ, 2002. 376 с.
39. Чолбон: [уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал]. Дьокуускай, 2015. № 9. 96 с.
40. Дампилова Л. С., Хабунова Е. Э., Чулуун З. Топоним Алтай в мотиве пути в эпосе монгольских народов // Oriental Studies. 2018. Vol. 39. Iss. 5. С. 166‒173.
41. Сказки, песни хантов полноватского Приобья / сост. Т. Р. Пятникова, Р. К. Слепенкова. Ханты-Мансийск: Ижевск, 2016. 344 c.
42. Земля кошачьего локотка. Кань куншолăӈ / сост. Т. А. Молданов. Вып. 5. Ханты-Мансийск, 2010. 202 с.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 46 — 57
Скачиваний: 237