Этноязыковая идентичность молодежи саха в контексте включенности родных (этнических) языков молодежи других субъектов РФ в образы будущего
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-2-100-113
Статья написана в связи с необходимостью установления актуальных смыслов содержания языковых установок молодежи в условиях меняющейся реальности, оценки готовности молодежи к современным вызовам и угрозам. Представлены результаты социолингвистического анализа факторов, детерминирующих этноязыковую идентичность молодежи саха в сопоставлении с таковой у всей совокупности опрошенных саха, проживающих в г. Якутске, а также с языковыми установками студентов (чеченцев, аварцев, лезгин, даргинцев, тувинцев, бурят, татар), обучающихся в вузах Грозного, Казани, Махачкалы, Кызыла, Улан-Удэ. Основные показатели этноязыковой идентичности, базирующиеся на языковой самоидентификации и языковой компетенции, показывают относительную устойчивость, при этом последний показатель отличается постепенным распространением разговорных навыков. В соответствии с трехкомпонентной моделью установок У. Ламберта в структуре языковых установок молодежи саха наиболее полно представлен аффективный компонент; когнитивный компонент отличается лабильностью; конативный (поведенческий) компонент недостаточно выражен в силу воздействия широкого спектра внешних факторов. Однако молодежь саха солидаризуется с этнической общностью в вопросах сохранения родного (этнического) языка, признает его ценность, отмечает недостаточный уровень институционального развития языка саха в сфере образования. Предварительный анализ опроса студентов в субъектах РФ показал высокую интегрированность понятий «владение родным языком» и «патриотизм»; однако перспективы их родных (этнических) языков через призму личных установок имеют амбивалентный характер. При этом выражены интенции на максимальное использование родных языков в будущем. Условия активного контактного двуязычия в регионах РФ, разнообразие неоднозначных экстралингвистических факторов актуализируют целенаправленную деятельность этнической общности по формированию патриотического сознания молодежи на базе родного языка.
Ключевые слова: якутский язык, родные языки, молодежь, языковая компетенция, языковая само-идентификация, этноязыковая идентичность, патриотизм
Библиография:
Арефьев А. Л., Бахтикиреева У. М., Синячкин В. П. Проблемы билингвизма в системе школьного языкового образования Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 255–272. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1011 (дата обращения: 13.02.2023).
Биткеева А. Н., Цыбенова Ч. С. Хроника языкового сдвига в тувинском языке в Республике Тыва // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 6–27. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1171 (дата обращения: 13.02.2023).
Бойко С. А. Англицизмы в современном русском языке: лингвоэкологический аспект // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2 (3). С. 32–43.
Бондаренко О. Р. Современная дилемма: овладение английским языком и сохранение русскоязычной идентичности? // Вестник ВГУ. 2020. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. С. 6–14.
Боргоякова Т. Г., Биткеева А. Н. Тувинский язык в правовом и функциональном измерении // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. С. 50–61. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/914 (дата обращения: 12.03.2023).
Борисова А. И. Отношение современной молодежи к патриотизму // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 33–38. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/104018.
Верещагина Н. И. Изучение патриотической культуры школьников с помощью метода понятийного словаря // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 38–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-patrioticheskoy-kultury-shkolnikov-s-pomoschyu-metoda-ponyatiynogo-slovarya (дата обращения: 18.04.2023).
Горячева М. А. Языки народов Российской Арктики в системе школьного обучения: динамика функционирования в 2000–2022 годах // Социолингвистика. 2022. № 2 (10). https://cyberleninka.ru/article/n/yazyki-narodov-rossiyskoy-arktiki-v-sisteme-shkolnogo-obucheniya-dinamika-funktsionirovaniya-v-2000-2022-godah (дата обращения: 10.02.2023).
Григорьева Я. И., Никаева Т. М. Общечеловеческие ценности «Родина» и «патриотизм» в языковом сознании русских и якутов // Вестник СВФУ. 2016. № 4 (54). С. 67–77.
Грязнова Е. В., Афанасьев С. В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. № 1. С. 17–29. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20968 (дата обращения 23.03.2023).
Дырхеева Г. А., Цыбенова Ч. С. Языковые установки и языковая лояльность носителей малых языков в условиях национально-русского двуязычия (на примере бурят и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/905 (дата обращения: 13.10.2022).
Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Институт социологии Российской академии наук, Уральский межрегиональный институт общественных наук, Новгородский межрегиональный институт общественных наук; отв. ред. В. С. Магун. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. С. 10–29.
Иванова Н. И., Никитина В. Н., Филиппова А. Г. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования: истоки начинающегося кризиса // Научный диалог. 2021. № 10. С. 65-84. https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/3272/1764 (дата обращения: 07.04.2023).
Иванова Н. И., Семенова Л. Н. Современный якутский риторический идеал // Вестник Якутского государственного университета. 2007. Т. 4, № 2. С. 71–77.
Иванова Н. И. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия): якутский язык в XXI в. (этносоциопсихолингвистический аспект). Новосибирск: Наука. 2022. 284 с.
Иванова Н. И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социо-психолингвистический аспект. Новосибирск: Наука, 2012. 130 с.
Иванова Н. И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты / отв. ред. П. А. Слепцов. М.: Языки народов мира – Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2017. 260 с.
Кант И. Метафизика нравов. В 2 ч. / [пер. с нем., примеч.: С. Я. Шейнман-Топштейн, Ц. Г. Арзаканьян; вступ. ст. М. М. Филиппова; примеч. А. А. Тахо-Годи]. М.: Мир книги: Литература, 2008. 399 с.
Гегель Г. В. Ф. (1770–1831). Философия права: [пер. с нем.] / [Авт. вступ. ст., с. 3–43, и примеч. В. С. Нерсесянц]; АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1990. 524 [2] с. (Т. 113).
Кадочников Д. Теоретико-экономический взгляд на языковую политику // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 128–140.
Каплунова М. Я. Оценка восприятия языковой ситуации в Республике Тыва местным населением (на материале полевого исследования 2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 28–37. https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/1172 (дата обращения: 07.04.2023).
Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 520 с.
Мухарямов Н. М., Януш О. Б. Языковое устройство российского общества: факторы политической динамики / под ред. Г. Ф. Лутфуллиной. Казань: Отечество, 2022. 304 c.
Направления развития этноречевой среды в сфере образования и воспитания: круглый стол: рукопись, 13.02.2019 / зам. руководителя отдела общего образования Министерства образования и науки РС (Я) Т. С. Абрамова.
Никифорова Е. П., Борисова Л. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 543–552.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. С. 112–113 (дата обращения: 07.04.2023).
Саввинов В. М. Анализ проблем и критических ситуаций в системе образования с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов Республики Саха (Якутия) // Наука и образование. 2013. № 4. С. 100–105.
Селиверстова Н. А., Сорокин О. В., Ооржак С. У. Смысловые компоненты в представлениях о родине тувинской студенческой молодежи // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 110–124. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.6
Смыслова О. Ю., Линченко А. А., Лакомова Д. В. Экономические риски языковой политики и языковая культура молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2020. Т. 18, № 3. С. 136–150.
Шапошникова И. В. К вопросу о языковой политике в научно-образовательной сфере // Вопросы психолингвистики. 2018. № 1 (35). С. 173–191.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 100 — 113
Скачиваний: 363