Исторический генезис охотничьей лексики тунгусо-маньчжурских народов
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-2-37-48
Рассматривается архаический языковой пласт тунгусо-маньчжурских народов, связанный с охотой. Выявляется лексика языка древней тунгусской общности, возникшая в эпоху становления культуры пеших охотников-прототунгусов эпохи неолита. Теоретической основой исследования послужили труды специалистов тунгусоведения, посвященные языку тунгусо-маньчжурских народов. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, в рамках которого для решения лингвистической проблемы привлекаются результаты исследований смежных научных дисциплин, в числе которых работы, посвященные фольклору, этнографии, истории и археологии. Соответственно избранной методике исследуемый лексический пласт рассматривается через призму традиций этнического мировоззрения и устного народного творчества. Материалом исследования являются изданные словари, сборники устного народного творчества тунгусо-маньчжурских народов и полевые материалы автора. Результаты анализа архаического языкового пласта, связанного с охотой, сюжеты и мотивы фольклора, базовые мировоззренческие образы и социальные традиции тунгусо-маньчжурских народов свидетельствуют о его формировании в ландшафте горной тайги с наступлением голоцена в процессе развития кочевой культуры пеших охотников. В результате исследования автор приходит к выводу об архаичности традиций охоты, формировавшихся в эпоху древней тунгусской общности. Важнейшие архаические культурные традиции тунгусо-маньчжурских народов находят отражение в названиях орудий труда, важнейших объектов охотничьего промысла и базовых концептах, связанных с охотой. К древнетунгусскому лексическому пласту относятся слова: hurka – «петля, силок», bər – «лук [простого типа]», n`ur – «стрела», kiŋnə – «лыжи-голицы», huksi – «лыжи, подбитые камусом», omor – «лодка-берестянка», niki – «утка», toki – «лось», uǯa – «след», bu(l)ta, bota – «охота», bujun – «копытный зверь». В мировоззренческих традициях тунгусов «охота» как концепт исторически визуализируется в значениях «добыча», «дар», «дарение».
Ключевые слова: эвенкийский язык, охотничья лексика, фольклор эвенков, охота, этногенез тунгусо-маньчжурских народов, неолит Прибайкалья
Библиография:
Аврорин В. А., Лебедева Е. П. Орочские тексты и словарь. Л.: Наука, 1978. 264 с.
Анисимов А. Ф. Семейные «охранители» у эвенков и проблема генезиса культа предков // Советская этнография. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Вып. 3. С. 28–43.
Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 238 с.
Березницкий С. В. Мифология и верования орочей. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 208 с.
Варламов А. Н. Лук в эвенкийском эпосе и неолитических памятниках Прибайкалья: к вопросу о соотношении фольклора и археологии // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 9 (66). С. 36–42.
Варламов А. Н. Байкал в зачинах эвенкийского эпоса: к вопросу об исторической прародине тунгусов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2019. № 4 (16). С. 42–50.
Варламов А. Н. Образ лося в мировоззрении и фольклоре тунгусо-маньчжурских народов: к вопросу о ранней истории тунгусов // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич: сборник научных статей / отв. редактор Л. И. Миссонова. Якутск, 2020. С. 269–274.
Варламов А. Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. Новосибирск: Наука, 2022. 707 с.
Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002. 376 с.
Варламова Г. И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре. Новосибирск: Наука, 2004. 185 с.
Василевич Г. М. Суффиксы и частицы // Эвенкийско-русский словарь. Ч. 2 / сост. Г. М. Василевич. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. С. 744–799.
Василевич Г. М. Тунгусская колыбель (в связи с проблемой этногенеза тунгусо-маньчжуров) // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Вып. XIX. С. 5–28.
Василевич Г. М. Эвенки (к проблеме этногенеза тунгусов и этнических процессов у эвенков): доклад по опубликованным работам, представленный на соискание ученой степени д-ра ист. наук. Л.: АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1968. 72 с.
Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969. 304 с.
Герасимов М. М., Черных Е. Н. Раскопки Фофановского могильника в 1959 г. // Первобытная археология Сибири. Л.: Наука, 1975. С. 23–48.
Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирование культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 204 с.
Ивашина Л. Г. Особенности хозяйства древнего населения Забайкалья в эпоху энеолита – раннего бронзового века // Древние кочевники Центральной Азии (история, культура, наследие): сб. материалов межд. науч. конф. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2005. С. 9–11.
Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / сост. Г. М. Василевич. Л.: Наука, 1966. 400 с.
Клюге А. К. Из жизни угасающего племени (тунгусов): в защиту инородцев. Томск: Паровая типолитография П. И. Макушина, 1899. 96 с.
Константинов И. В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности: труды Приленской археологической экспедиции. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1975. С. 106–173.
Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984. 201 с.
Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу / сост. Н. Б. Киле. Новосибирск: Наука, 1996. 478 с.
Нанайско-русский словарь // сост. С. Н. Оненко. М.: Рус. яз., 1980. 552 с.
Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья: в 3 ч. Ч. 3. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 373 с.
Певнов А. М. Лингвистические пути решения тунгусо-маньчжурской проблемы // Вопросы языкознания. 2008. № 5. С. 63–83.
Полный маньчжурско-русский словарь / сост. А. И. Захаров. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1875. 1129 с.
Поппе Н. Н. Материалы по солонскому языку. Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 142 с.
Расцветаев М. К. Тунгусы мямяльского рода: соц.-экон. очерк с прилож. тунгус. бюджетов // Труды совета по изучению производ. сил. Серия: Якутск. Вып. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1933. 178 с.
Русско-эвенский словарь / сост. В. И. Цинциус, Л. Д. Ришес. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1952. 778 с.
Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / сост. Г. М. Василевич. Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936. 290 с.
Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков / отв. ред. В. И. Цинциус. Л.: Наука, 1975. Т. 1. 672 с.
Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков / отв. ред. В. И. Цинциус. Л.: Наука, 1977. Т. 2. 992 с.
Таксами Ч. М. Некоторые общие черты летних средств передвижения у народов Нижнего Амура и Сахалина // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 123–138.
Ушницкая Н. Ю. Концептуализация охотника в языковой картине мира эвенков // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2022. № 2 (36). С. 67–76. DOI: 10.23951/2307-6119-2022-2-67-76
Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / сост. М. Д. Симонов, В. Т. Кялундзюга, М. М. Хасанова. Новосибирск: Наука, 1998. 561 с.
Хитров Д. Описание Жиганского улуса. СПб., 1856. С. 55–84.
Цинциус В. И. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Фонетика и морфология. Л.: Учпедгиз, 1947. 270 с.
Цинциус В. И. Негидальский язык: исследования и материалы. Л.: Наука, 1982. 311 с.
Чигаева В. Ю. Динамика значимости образа птицы в наскальном искусстве Прибайкалья и Забайкалья // Альманах современной науки и образования. 2007. № 2. С. 93–94.
Эвенкийско-русский словарь / сост. А. Н. Мыреева. Новосибирск: Наука, 2004. 798 с.
Эвенско-русский словарь / сост. В. А. Роббек, М. Е. Роббек. Новосибирск: Наука, 2005. 356 с.
Якутско-русский словарь / под ред. П. А. Слепцова. М.: Советская энциклопедия, 1972. 605 с.
Schmidt P. The Language of the Negidals // Acta Univ. Latv. 8, Riga, 1923. P. 229–288.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 37 — 48
Скачиваний: 286