Регламентация практик погребально-поминальных плачей у староверов-беспоповцев Усть-Цильмы
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-1-127-140
На примере локальной традиции нижнепечорских староверов-беспоповцев описываются особенности позднего бытования погребально-поминальных причитаний в Усть-Цилемском районе Республики Коми. В исследовании обращается внимание на достаточно позднее изучение причети фольклористами. Сбор причетов производился разными исследователями не систематически. Записи 1929 г. были опубликованы с комментарием лишь в 2013 г., еще одна крупная публикация текстов, собранных в 1942 г., относится к 1962 г. С разной степенью полноты причеты публиковались и в других сборниках. Преимущественно в XXI в. появляются и аналитические статьи. В настоящей статье причетная традиция рассматривается с позиции этнографического исследовательского похода, главное внимание обращается на функционирование жанра, место и роль причетов в погребально-поминальном обряде в конце XX – начале XXI в. Описываются факторы, способствовавшие приобщению причитальщиц к традиционной плачевой культуре. Приводится обрядовая терминология, устойчивые выражения, являющиеся наименованием плачей, свидетельствующие об их исполнении, а также лексика, представленная в плачах метафорическими заменами, эпитетами. Анализируется значение регулирования исполнения плачей относительно времени суток, а также рассматривается ограничение их исполнения по отдельным возрастным и социальным группам. Обращается внимание на локальную особенность исполнения плачей по усопшим, которые прижизненно проявляли неуважение к некоторым представителям семьи и являлись обидчиками, – посредством плача выражались недоброжелательные поступки и действия умершего человека. Статья написана на основе полевых материалов, собранных автором в разные годы в усть-цилемских селах и деревнях, на опубликованных материалах и архивных источниках, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН.
Ключевые слова: староверы-беспоповцы, погребально-поминальные причитания, плач, плачея, народная терминология, устный рассказ, обрядовая лексика
Библиография:
Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004. 216 с.
Алексеевский М. Д. Севернорусские похоронно-поминальные причитания как акт коммуникации: к вопросу о прагматике жанра // Рябининские чтения 2007: материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 267–270.
Дронова Т. И. Рождение и воспитание детей в традициях русских староверов-беспоповцев Усть-Цильмы // Дети и детство в народной культуре Усть-Цильмы / науч. ред. Т. Н. Бунчук. Сыктывкар, 2008. С. 8–26.
Дронова Т. И. Религиозный канон и народные традиции староверов Усть-Цильмы: формирование, сохранение, эволюция. Сыктывкар, 2019. 280 с.
Ефименкова Б. Б. Севернорусская причеть: междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская область). М.: «Советский композитор», 1980. 392 с.
Канева Т. С. Русские причитания Печоры: материалы к аннотированному библиографическому указателю // IV Всероссийский конгресс фольклористов (Тула, 1–5 марта 2018 г.): сб. науч. ст. в 3 т. Т. 3: Комплексные исследования традиционной культуры / сост.: В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; отв. ред. А. Б. Ипполитова. М.: ГРДНТ имени В. Д. Поленова, 2020. С. 53–70.
Леонтьев Н. П. Печорский фольклор / сост., ред. и прим. В. М. Сидельникова. Архангельск, 1939.
«Моя первая экспедиция на Печору – это был 42-й год» (из воспоминаний А. П. Разумовой). Публикация В. Л. Лурье, А. А. Сенькиной // Живая старина. 2005. № 2. С. 47–48.
Ончуков Н. Е. Печорские былины // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1902. Т. 7. Кн. 3. С. 349–352.
Песни Печоры / изд. подгот. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1963.
Печорские былины и песни / зап. и сост. Н. П. Леонтьев. Архангельск, 1979.
Печорские причитания и заметки о похоронном обряде в записях экспедиции ГИИИ 1929 г. (из полевых дневников А. М. Астаховой) / Публикация и комментарии Т. С. Каневой // Из истории русской фольклористики. Вып. 8. СПб., 2013. С. 109–146.
Русская народно-бытовая лирика. Причитания Северного края в записях В. Г. Базанова и А. П. Разумовой 1942–1945 гг. М.; Л., 1962. 598 с.
Седакова О. А. Метафорическая лексика погребального обряда. Материалы к словарю // Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии. М.: Наука, 1983. C. 204–219.
Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / отв. ред. С. М. Толстая. М., 1999. С. 9–16.
Толстая С. М. Обрядовое голошение: лексика, семантика, прагматика // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / отв. ред. С. М. Толстая. М., 1999. С. 135–147.
Чистов К. В. Севернорусские причинания как источник для изучения крестьянской семьи XIX века // Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами / отв. ред. Б. В. Путилов. Л.: «Наука», 1977. C. 131–147.
Югай Е. Ф. Актуализация причитания: взгляд причитальщицы на импровизацию в конце XX–XXI в. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 9(42). С. 36–49.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 127 — 140
Скачиваний: 345