Эмотивно-оценочные каузативные конструкции в бурятском языке
DOI: 10.23951/2307-6119-2023-1-9-16
Рассматриваются эмотивно-оценочные каузативные конструкции вины и осуждения в бурятском языке. Актуальность работы определяется современным комплексным подходом к изучению таких функционально-семантических категорий, как каузативность, а также возросшим интересом к проблемам категории эмотивности в лингвистике, а также продиктована необходимостью изучения эмоций и их репрезентации в языке с точки зрения лингвистики. Основной целью данной работы является определение эмотивно-оценочного потенциала в каузативных конструкциях со значением вины и осуждения в бурятском языке, а также попытка выявления их национально-культурной специфики. Новизна работы определяется тем, что данная проблема практически не рассматривалась на материале бурятского языка. Теоретико-методологической основой работы послужили труды как отечественных, так и зарубежных лингвистов: В. И. Шаховского, А. Вежбицкой, И. В. Труфановой, К. Изард и др. Эмоция вины является одной из фундаментальных эмоций. Осуждение относится к моральной оценке тех или иных явлений действительности, поступков, поведения людей. В бурятских каузативных конструкциях можно заметить тесную связь семантики вины и осуждения. Материалом исследования послужила сплошная выборка каузативных конструкций, размещенных в Электронном корпусе бурятского языка (ЭКБЯ), а также данные, полученные при наблюдении над речью носителей языка. В результате показано, что каузативные конструкции в бурятском языке обладают эмотивно-оценочным потенциалом. Для выражения эмоции вины и связанного с ней осуждения используются так называемые конструкции «вины каузатора», в которой субъект сам виновен в случившемся, и это часто находит осуждение в речи говорящего. Конструкции «вины каузатора» являются достаточно специфичными: они показывают особенности языковой картины мира в осмыслении каузативных связей. Наиболее яркое выражение эмоция вины находит отражение в конструкциях, в которых говорящий сам выступает в роли каузатора. Такие конструкции демонстрируют осознание говорящим собственных ошибок, слабохарактерности, вины в тех или иных обстоятельствах.
Ключевые слова: каузативность, эмотивность, эмоции, оценка, каузативные конструкции, бурятский язык
Библиография:
Багдасарова Н. А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур: дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
Вежбицка А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов: Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 197 с.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С. 49–50.
Дадуева Е. А. Каузативные конструкции в бурятском языке: функционально-семантический и лингвокогнитивный аспекты: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2022. 46 с.
Есенина О. А. Конструкции экспрессивной оценки в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. М., 1991. 194 с.
Иванова С. В., Чанышева З. З. Лингвокультурология: проблемы, поиски, решения. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 366 с.
Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
Изард К. Е. Эмоции человека / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., М., 1999.
Труфанова И. В. Прагматика несобственно-прямой речи. М.: Прометей, 2000. 569 с.
Филимонова О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 448 с.
Шаховский В. И. Эмоции как объект исследования в лингвистике. Вопросы психологии. 2009. № 9. С.29–42.
Шаховский В. И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 170 с.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 335