ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В ВЕПССКОЙ ПРОЗЕ
DOI: 10.23951/2307-6119-2022-4-143-150
Анализируются автобиографические повести вепсских прозаиков В. Пулькина и А. Петухова как ценные источники историко-этнографического материала. Теоретическую основу исследования составили труды И. Ю. Винокуровой, Н. А. Криничной, И. А. Спиридоновой. Актуальность темы обусловлена необходимостью введения в научный оборот новых источников о жизни вепсов. Методология исследования опирается на системный подход, в основу которого положены сравнительно-исторический, структурно-семиотический и метод целостного анализа текста. В ходе работы были поставлены следующие задачи: выявить и охарактеризовать основных мифологических персонажей вепсской прозы; описать этнографические элементы (архитектура, быт, обряды); определить уровень репрезентативности имеющегося литературного материала. Одной из проблем в настоящее время остается интеграция повествовательных форм, трансформация данных из них для использования в различных отраслях наук. Вепсская литература становилась предметом исследования Н. Г. Зайцевой, А. И. Мишина, З. И. Строгальщиковой, но этнографические элементы, мифологические персонажи, являющиеся составляющей частью культуры малого народа, оказались на периферии теоретического осмысления. Научная новизна заключается во введении этнографических мотивов в аналитический контекст национального литературоведения. В ходе анализа произведений вепсов выявлены и охарактеризованы мифологические персонажи Мец Ижанд (леший), Коди Ижанд (домовой), Ичхейне (своя душа), Ведхийне (водяной). Кратко описаны представленные в повестях этнографические элементы вепсской культуры: убранство дома, обряды и верования. Исследователь пришла к выводу, что вепсская проза строится на основе принципов документальности, историзма, автобиографизма и коммеморативности. Этнографические элементы, мифологические персонажи, встречающиеся в повестях В. Пулькина и А. Петухова, обладают достоверностью, подтверждаемой научными исследованиями, обнаруженными в исторических, географических и других источниках. Художественные произведения могут служить материалом для других наук, но с учетом элементов вымысла.
Ключевые слова: проза, вепсы, литература, мифология, «хозяева»
Библиография:
Винокурова И. Ю. Мифология вепсов. Энциклопедия. Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. 521 с.
Винокурова И. Ю. Мифология и верования // Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. М.: Наука, 2003. С. 426–436.
Винокурова И. Ю. Предисловие // История и традиционная культура народов Карелии и сопредельных областей в свете новых источников, методов и подходов (памяти Р. Ф. Никольской). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. С. 5–10.
Домокош П. Этот удивительный мир // Ненецкая литература. М.: Лит. Россия, 2003. С. 290–303.
Криничная Н. А. Мифология воды и водоемов: былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2014. 388 с.
Крисанов В. От первых колхозов и до наших дней: страницы дневников // Kodima. 2014. № 8. С. 7.
Маркова Е. И. Проблема гендерной и национальной идентичности в автобиографических повестях современных писателей Карелии // Гендер в творчестве современных писателей коренных народов Европейского Севера России: учеб. пособие. Петрозаводск: КарНЦ, 2005. С. 20–31.
Минвалеев С. А. Мифология и вепсская литература: жизнь друг в друге // Вепсский край: история и ее творцы. Петрозаводск: Verso, 2021. С. 158–161.
Петухов А. Избранное: повести для детей и юношества: в 2 т. Т. 2. Вологда: «Полиграфист», 2005. 428 с.
Пулькин В. В краю синих озер. СПб.: Б.и., 2016. 320 с.
Спиридонова И. А. Вепсская литература: проблемы становления // История литературы Карелии: в 3 т. Т. 3. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2000. С. 391–419.
Титова А. А. Творчество Василия Пулькина как историко-этнографический источник // Вепсы, карелы и русские Карелии и сопредельных областей: исследования и материалы к комплексному описанию этносов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2016. С. 198–206.
Фотеев Е. П. Мифологическое наполнение экспозиции Шелтозерского Вепсского этнографического музея им. Р. П. Лонина // Вепсский край: история и ее творцы. Петрозаводск: Verso, 2021. С. 154–157.
Чикина Н. В. Ингерманладская семья в романе Ю. Конкка «Огни Петербурга» // XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. / отв. ред.: А. Е. Загребин, М. Ю. Мартынова. М.; Ижевск, 2017. С. 358.
Чикина Н. В. Сказки и рассказы селькупки Ирины // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2016. Вып. 3. С. 137–140.
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 143 — 150
Скачиваний: 283