Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №2 СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ ШАМАНА И СКАЗИТЕЛЯ В УСТНОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СИБИРИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ ШАМАНА И СКАЗИТЕЛЯ В УСТНОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СИБИРИ

Дампилова Людмила Санжибоевна, Миндибекова Валентина Виссарионовна

DOI: 10.23951/2307-6119-2022-2-118-126

Информация об авторе:

Дампилова Людмила Санжибоевна, Доктор филологических наук, главный научный сотрудник. Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук. Ул. Николаева, 8, г. Новосибирск, 630090. E-mail: dampilova_luda@rambler.ru Миндибекова Валентина Виссарионовна, Кандидат филологических наук, научный сотрудник. Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук. Ул. Николаева, 8, г. Новосибирск, 630090. E-mail: mindibekova@ngs.ru

В отечественной этнографии и фольклористике вопрос о совмещении функций шамана и сказителя в сравнительном аспекте на междисциплинарном уровне является одной из актуальных проблем. Цель работы состоит в выявлении функциональных связей шаманов и сказителей. В ходе исследования впервые путем сравнительного анализа функций шаманов и сказителей у близких по традиции народов Сибири определен единый архетип синкретического образа певца. Установлено, что картина мира в эпических текстах у народов Сибири строится согласно традиционной шаманской мифологической версии. Впервые на конкретных примерах проведено сравнение эпических и шаманских текстов, записанных как от рапсода, исполняющего функции шамана, так и шамана, исполняющего эпический текст. Выявлены общие функции шамана и сказителя как избранника небес, пророка и прорицателя, обладающего даром свыше, наитием. Определены универсальные мотивы божественного дара, действий по принуждению, наказуемости, обделенности. В итоге исследования сделан вывод, что функции шамана и рапсода в бурятской, якутской и тувинской традициях имеют типологическое сходство. Древние функции шамана и сказителя с развитием устной традиции разделились, но в последующих поколениях их могли одновременно выполнять в основном те, кто имеет шаманские корни. У бурят совмещение функций шамана и сказителя сохранялось, пока была жива сказительская традиция. В хакасской традиции функции шамана и сказителя со временем полностью разошлись, однако проведенное исследование выявляет рудименты древнего синкретизма.

Ключевые слова: эпос, обряд, текст, мифология, этнос, культурные универсалии, синкретизм

Библиография:

Абай Гэсэр. Сказитель П. М. Тушемилов, науч. зап. Т. М. Болдоновой; пер., вступит. статья и послесловие С. Ш. Чагдурова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. 256 с.

Дампилова Л. С. Шаманские песнопения бурят: символика и поэтика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 2012. 263 с.

Дугаров Б. С. Сказитель П. Петров и «Хангинское песнопение» // Монгол аман зохиол, зан уйлийн судалгаа. Улаанбаатар, «Соёмбо принтинг» XXK, 2007. С. 40–49.

Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1974. 727 с.

Казачинова Г. Г. Воспоминания о сказительнице // Анна Васильевна Курбижекова: к 100-летию сказителя и тахпахчи / сост. А. А. Чистанова. Абакан: (б.и.), 2013. С. 8–10.

Кызласов Л. Р. Мой друг – дитя народа // Жизнь, отраженная в слове (к 80-летию М. Е. Кильчичакова). Абакан: Отдел издательской деятельности ХРРИПКиПРО «Роса», 1999. С. 40–53.

Майногашева В. Е. Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о некоторых мастерах фольклора. 2-е доп. изд. Абакан: (Б/и), 2020. 144 с.

Мухоплева С. Д. К вопросу о соотношении функции шамана и сказителя. По якутским материалам // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. Вып. 2. М.: РАН, ИЭА РАН, 1996. С. 70–77.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура: in memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 464 с.

Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кэсаре Лингском // Декоративное искусство. Диалог истории и культуры. 1995. № 1–2. С. 19–24.

Сагалаев А. М. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев // Изв. СО АН. 1985. № 9. Сер. истор., филол. и филос. Вып. 2. С. 53–56.

Самдан З. Б. Миф в фольклорной традиции тувинцев (форма бытования, сюжетный состав, система персонажей). Новосибирск: Наука, 2016. 180 с.

Ревуненкова Е. В. О некоторых истоках поэтического творчества Индонезии (шаман – певец – сказитель) // Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов: сб. науч. тр. Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1984. С. 65–70.

Уткин К. Д. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму: сб. тр.: в 16 кн. Кн. 5. Якутск: Бичик, 2004. 278 с.

Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей. М.: Наука, 2005. 398 с.

Чудояков А. И. Этюды шорского эпоса. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1995. 214 с.

Попова А. С. Олоҥхо өйдөбүллэрин бүдүмүк өй-санаа аан дойдуну анаарыытын быһыытынан көрөн ырытыы. Дьокуускай: ХИФУ издательскай дьиэтэ, 2018. 121 с.

Kara G. Chants d’un barde mongol. (Bibliotheca orientalis hungarica. Т. XII.) Budapest: Akademiai Kiado, 1970. 351 p.

dampilova_l._s._118_126_2_36_2022.pdf ( 348.12 kB ) dampilova_l._s._118_126_2_36_2022.zip ( 342.09 kB )

Выпуск: 2, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ

Страницы: 118 — 126

Скачиваний: 1179

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ