БАШКИРСКИЕ ФАМИЛЬНЫЕ ОНИМЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ АПОТРОПЕИЧЕСКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-4-180-188
Статья посвящена изучению башкирских фамилий, восходящих к древним охранительным (апотропеическим) личным именам, призванным отвратить «злые силы» от новорожденного, вышедшим из употребления и отсутствующим в современном башкирском именнике. Основным источником данного исследования послужили башкирские фамилии, зафиксированные в сборнике документов «Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836–1842 годы», вышедшем в двух книгах (2012, 2014 гг.), в которых опубликованы документы второй четверти XIX в., в первую очередь, формулярные списки чиновников Башкирско-мещерякского войска. Сравнительно-историческое исследование значений отдельных личных имен на общетюркском фоне проводилось с опорой на данные, извлеченные из «Древнетюркского словаря» и «Башкирских шэжэрэ» Р. Г. Кузеева. На основе трудов этнокультурной направленности не только в области тюркских народов, но и восточных славян, было установлено, что происхождение многих охранительных имен связано с обрядом купли-продажи ребенка, в частности, это имена на основе лексем һатыу ‘продавать’, түләү ‘платить’, табыу ‘находить’, ҡал в значении ‘(этот) не умер, остался’, торһон, в которую вложено значение йәшәһен, үлмәһен ‘пусть живет, останется’, туҡта ‘стой, остановись’. Защищенным, по мнению древних башкир, считался и тот ребенок, который, по условиям старинного обряда, пролежал в собачьей конуре рядом с ее хозяином и был наречен именем, содержащим в своей основе лексему эт ‘собака’. Защитными силами, по мнению древних башкир, обладали также и названия камней и минералов, такие как, алтын ‘золото’, көмөш ‘серебро’, булат ‘булат’ и, конечно же, тимер ‘железо’, на которое обменивали ребенка во время мнимой купли-продажи. В целях защиты от злых сил у древних башкир существовала также традиция нарекания ребенка плохим именем (к примеру, Бузук, Яманбай и т. д.). В особую группу выделяются и охранительные личные имена с компонентом иш ‘пара, чета’, которым нарекали детей, если предыдущие их братья либо сестры не выживали. Все рассмотренные нами охранительные личные имена, являющиеся отражением обряда купли-продажи младенца, а также веры народа в силу слова, в настоящее время бытуют в основном лишь в фамилиях.
Ключевые слова: ономастика, антропонимика, фамильный оним, имена-обереги, апотропеические личные имена
Библиография:
Авакова Р. А., Бектемирова С. Б. Отражение образа собаки в тюркских и славянских языках / Вестник РГГУ № 8/09. М.: 2009. С. 41–48.
Гумилев Л. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. 501 с.
Диваев А. А. К вопросу о наречении имени у киргизов. «Туркестанские ведомости». 1916.
Жанузак Т. Есiмдер сыры. Алмааты: Гилем, 2004. 208 б.
Ишбулатов Н. Х. Современный башкирский язык. Фонетика: учеб. пособие. Уфа: Изд-во Башгосуниверситета, 1982. 40 с.
Кусимова Т. Х., Бикколова С. А. Башкирские имена. Уфа: Китап, 2005. 224 с.
СГТЯ — Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. 2-изд., доп. М.: Наука, 2001. 822 с.
Селищев A. M. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Ученые записки Моск. ун-та. Тр. кафедры рус. яз. М., 1948. Кн.1, Вып. 128. С. 128–152.
Сулейманова Р. А. Башкирско-русский словарь-справочник личных имен и фамилий. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. 363 с.
Подольская Н. В. Апотропеическое имя // Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. С. 69.
Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. 164 с.
Шайхулов А. Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения. Уфа: БГУ, 1983. 72 с.
Шайхулов А. Г., Раемгужина З. М. Башкирские и татарские имена собственные. Уфа: БГУ, 2006. 90 с.
Erol A. Adlarımız. Istanbul: Turan Kültür Vakfi, 1999. 610 s.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 180 — 188
Скачиваний: 569