Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №3 ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЯЗЫКА ДЕТЯМ: ЯЗЫК ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЯЗЫКА ДЕТЯМ: ЯЗЫК ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ

Додыхудоева Лейли Рахимовна

DOI: 10.23951/2307-6119-2021-3-31-40

Информация об авторе:

Додыхудоева Лейли Рахимовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник. Институт языкознания РАН. Пер. Б. Кисловский, д. 1, стр. 1, г. Москва, 125009. E-mail: leiladod@yahoo.com

В статье рассматриваются вопросы передачи родного языка следующим поколениям у населения Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в ситуации активных языковых контактов: в местах фрагментированного распространения миноритарных памирских языков (ваханский, ишкашимский и др.), смешанных с зонами таджикского языка, где фрагментация населения усугубляется социокультурными практиками и брачными моделями; и при проживании в условиях внутренней и внешней миграции. В основу статьи положены материалы, собранные в ходе полевых исследований в Таджикистане и России методами наблюдения и интервью, в частности по методу фокус-групп, а также на основе анализа данных социальных сетей на памирских языках и публикаций по вопросам родного языка и лингвокультурной идентичности. Анализ языковых ситуаций проводится на основе типологической модели Эдвардса с выделением социолингвистических и демографических факторов, влияющих на жизнеспособность языковой группы. Мы рассматриваем формы передачи родного языка следующим поколениям у членов этих этнических групп в условиях двуязычия при традиционных моделях компактного проживания, а также в условиях многоязычия в ходе миграции. Установлено, каким образом стратегии жизнеобеспечения семьи, такие как тип расселения и брачные модели или выбор определенного типа миграции, оказывают влияние на стратегии и приемы передачи языковых навыков детям, а также на выбор и предпочтение языков родителями, а затем и самими детьми. Выявляются языковые предпочтения определенных групп на уровне семьи и этнической группы, их причины и приемы их поддержания. Кроме того, отмечен недавний поворот от нейтрально-позитивного отношения молодежи к родным (памирским) языкам к лингвистическому активизму и продвижению их в цифровом пространстве, а также созданию на них образовательных продуктов.

Ключевые слова: памирские языки, ваханский язык, ишкашимский язык, таджикский язык, семья, Западный Памир, Горно-Бадахшанская автономная область, Таджикистан

Библиография:

Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.

Назарова З. О., Назаров Н. О. Миноритарный ишкашимский язык // Язык и общество в современной России и других странах. Международная конфе ренция Москва, 21–24.06.2010. Доклады и сообщения. М., 2010. C. 319–321.

Худоеров М. М. Исмаилизм на постсоветском Памире // Вестник РУДН, сер. Всеобщая история, 2010, № 2. С. 78–85.

Chernela J. M. The politics of language acquisition: language learning as social modeling in the northwest Amazon // Women and Language 27/1, March 22, 2004: 13–21 Publisher: George Mason University.

Edwards, John. Sociopolitical Aspects of Language Maintenance and Loss: Towards a Typology of Minority Language Situations // Maintenance and Loss of Minority Languages, ed. Willem Fase, Koen Jaspaert and Sjaak Kroon. Amsterdam: Benjamins, 1992: 37–54. (In English)

Müller K., Abbess E., Paul D., Tiessen C., Tiessen G. Ishkashimi: A Father’s Language. How a Very Small Language Survives // Studies in languages of Tajikistan: North Eurasia Group SIL International / Еd. by John M. Clifton. St-Petersburg, 2005. Р. 223–250.

dodykhudoeva_l._r._31_40_3_33_2021.pdf ( 914.59 kB ) dodykhudoeva_l._r._31_40_3_33_2021.zip ( 799.56 kB )

Выпуск: 3, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ЛИНГВИСТИКА

Страницы: 31 — 40

Скачиваний: 1153

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ