ТОТЕМ ОРЛА В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ САХА И БУРЯТ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-161-170
В статье ставится проблема культа орла в мифологических представлениях саха и бурят. Целью статьи является установление связи тотема культа с социальной организацией общества, наличие единого тотема свидетельствует о племенной организации общества. Задачами статьи можно считать изучение сведений о почитании орла в якутской и бурятской мифоритуальной культуре. Актуальность статьи проявляется в том, что сведения о архаичном тотемном культе сопоставляются с современными обрядами и фольклорными текстами. Изучение тотемных верований относится к исследованию дорелигиозного состояния общества. Новизной статьи можно считать использование методов исследований зарубежных антропологов в изучении тотемных верований. Метод исследования сравнительно-сопоставительный. Материалы и результаты. Представления народа саха об орле (солнце-творец-возродитель природы, приноситель огня, орел и космическое яйцо, орел и шаманство, орел и мировое дерево относятся к общечеловеческим. Анализ верований, связанных с Орлом, уводит в Скандинавию и в религиозные культы Древнего Египта, показывая общность мифологических представлений. В религиозных верованиях саха Орел занимает ключевое положение. Культ орла связан с хангаласским родом, однако по материалам Г. Ф. Миллера его считали своим покровителем хоринцы и батулинцы. Более того, в фольклорных текстах, сопоставляются термины хоро и Хотой — орел. В бурятском фольклоре, Орел является хозяином Ольхона и тотемной птицей племени эхиритов Верхней Лены, в старину он был почитаемым птицей у хоринцев. Тотемные верования относятся к древнейшим культам, они характерны для обществ, не приступивших к созданию собственной государственности, первобытно-родовой общины. Первобытные рода верили в свое происхождение от почитаемой птицы, олицетворяли себя с ним. Выводы. Общность культа орла у бурят и саха показывает общность предков, происходящих от единого хори-батулинского племени. Орел как тотемное животное занимал ключевое положение в якутском и бурятском шаманизме, что свидетельствует о архаичности их религиозных верований.
Ключевые слова: религиозные верования, шаманизм, мифология, этнография, якутоведение, тотемизм, орел
Библиография:
Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-е, 1987. С.115.
Давыдов В. Н., Симонова В. В., Сем Т. Ю., Брандишаускас Д. Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири: колл. моногр. СпБ.: МАЭ РАН, 2016. 196 с.
Дугаров Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: западные тенгрии. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2007. 268 с.
Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М: Наука, 1991. 302 с.
Клейн Л. С. История антропологических учений. СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2014. 744 с.
Клод Леви Стросс. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верований // Научные труды. Якутск, 1979.
Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма. Новосибирск: Наука, 1980. 320 с. Мелетинский Е. М. Эпос // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М.: Сов. энцикл., 1975. С. 927–933.
Романова Л. Г. Есть или не есть: пищевые запреты в якутской культуре // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 172–184. Ионов В. М. Орел по воззрениям якутов: 1. Почитание орла у якутов, 2. Песня о наступлении года. Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1913. [4], 28 с. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии наук; [т. 1], вып. 16).
Ионов В. М. Материалы к верованиям саха / Архив ЛО ИВАН СССР. Ф. 22. оп. 1. д. 47.
Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов / Первобытная религия. Л., 1936. С. 114–115.
Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов / Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. С. 112–127.
Элерт А. Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья первая) // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. 285 с.
Эвенс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Вост. лит., 2003. 358 с.
Эриксен Томас Хилланд. Что такое антропология? М.: Издат. Дом Высшей школы экономики, 2014. 238 с.
Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Изд-во Эксмо. 960 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 161 — 170
Скачиваний: 931