ЛЕЧЕБНЫЙ ЗАГОВОР: В ПОИСКАХ УНИВЕСАЛИЙ ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ СЛАВЯНСКИХ И КОРЯКСКИХ ЗАГОВОРОВ)
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-124-136
В статье представлены результаты сопоставительного анализа заговорных лечебных текстов двух генетически не связанных этнических традиций, взаимовлияние между которыми минимально (славянской и корякской). В ходе анализа был использован сравнительно-типологический метод, предполагающий выявление типологически сходных явлений на базе сопоставления разнородного эмпирического материала. Заговорная традиция коренных народов Дальнего Востока является одной из наименее разработанных сфер фольклористического исследования. В то же время обширность фонда опубликованных славянских заговоров позволяет привлекать их в качестве сравнительного материала для выявления типологически сходных явлений. Единой структуры заговорного текста, в равной степени присущего разным этническим культурам, не существует, однако наблюдаются некоторые схождения в области мотивного состава. Текст заговора моделирует ситуацию с участием сакрального персонажа, актуального для национальной традиционной культуры. В рамках сюжета лечебного заговора сакральному персонажу соответствует функция помощника-целителя, избавителя от болезни. Универсальным является мотив пути сакрального персонажа или знахаря. Данный мотив не только является сюжетообразующим для целого ряда заговорных текстов, но и предстает в качестве инициирующего посыла произнесения лечебного заговора и совершения магического исцеляющего ритуала. Применение заговора требует от целителя особого ментального состояния, которое в тексте символически изображается как пересечение пространства, т. е. путь. К универсальным можно отнести и мотив изгнания болезни, в основе которого лежит древнейшее представление о болезни как персонифицированной сущности. Для традиционного знахарства характерна апелляция к суточному временно му циклу. В частности, время рассвета предстает как время исцеляющее, в связи с чем в разных этнических традициях существует практика произнесения текста и совершения ритуала во время утренней зари. Независимо от этнической специфики текстов, для знахарской практики характерна вера в магическое средство, при этом особую роль играют элементы животной природы (например, зубы зверя). Восприятие звериного начала как магического свидетельствует о мифологической основе формирования данных мотивов, отголоски которой проявляются до настоящего времени в традиционных лечебных заговорах разных этнических культур.
Ключевые слова: культурные универсалии, славянский фольклор, корякский фольклор, лечебные заговоры, славянские заговоры, корякские заговоры, сакральный персонаж, мотив пути
Библиография:
Агапкина Т. А. Сюжетика восточнославянских заговоров в сопоставительном аспекте // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. Вып. 10. М., 2006. С. 10–123.
Жукова А. Н. Материалы и исследования по корякскому языку. Л., 1988. 194 с.
Карабулатова И. С., Ермакова Е. Е., Зиннатуллина Г. И. Территория детства как этнолингвокультурный феномен: заговоры, обряды и колыбельные Тюменской области. Тюмень, 2005. 227 с.
Кляус В. Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. К постановке проблемы. М., 2000. 192 с.
Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002. 336 с.
Мальцева А. А., Голованева Т. А., Тирон Е. Л. Голоса корякской культуры: Александра Кергильхот. Новосибирск, 2019. 288 с.
Мелетинский Е. М. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) // Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 2008. С. 105–162.
Ойноткинова Н. Р., Гриневич А. А., Голованева Т. А. Культурные универсалии: сакральное пространство в мифологии народов Сибири и Дальнего Востока // Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. С. 9–22.
Подосинов А. В. Ex oriente luxl. Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. 720 с.
Полесские заговоры (в записях 1970–1990 гг.) / Сост., подгот. текстов и коммент. Т. А. Агапкиной и др. М., 2003. 752 с.
Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб., 2000. 236 с.
Успенский Ф. Б. Магическая речь объекта и способы манифистации авторства в текстах скандинавского средневековья // Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005. С. 112–122.
Федорова В. П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец XX века. Курган, 2003. 288 с.
Юнг К. Г. Письма. Ч. III. 1952–1956. М., 2017. 316 с.
Jochelson W. The Koryak. Lejden-New York, 1908. 378 p.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 136
Скачиваний: 1525