КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ В ОБРЯДОВОЙ ТРАДИЦИИ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ: ЛЕКСИКА И КОНТЕКСТ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-114-123
В данной статье рассматривается в семантическом контексте с обрядовым действом лексика в сибирских тюркских и монгольских языках, связанная с культом гор, земли и воды. Основными языками исследования являются алтайский, бурятский и якутский с привлечением монгольских, хакасских, тувинских параллелей. У тюрко-монгольских народов прослеживаются общие принципы организации сакрального пространства, концептуально схожие ритуальные действа в коллективном обряде, посвященном духам-хозяевам местности, присутствуют универсальные атрибуты и символы, характерные для шаманизма и буддизма. Впервые проведен сопоставительный анализ лексем, семантики и символики слов, связанных с обрядовыми действами и сопровождающий их вербальный контекст. Целью работы является выявление сохранности, распространения и трансформации культурных универсалий, имеющих вербальное выражение. Актуальным представляется исследование древнейших культурных кодов, сохранившихся в предметной и акциональной сферах обрядности. Понятие культурного кода в изучении обрядности позволит получить ключ к пониманию культурной картины мира и расшифровать глубинный смысл составных частей обряда (смыслов, знаков, символов, норм и т. д.). В итоге констатируем, что некогда существовала единая тюрко-монгольская традиция шаманизма, имевшая общую культурно знаковую систему, что подтверждается лексическим материалом и их обрядовым контекстом. Рассмотренные два основных ритуала жертвоприношения (кровавые и бескровные) доказывают как древние связи, так устойчивую универсальную последовательность и сохранность акциональных кодов в обрядовом событии монгольских и тюркских народов Сибири. Выявлено, что ключевые лексемы, используемые в предметном коде, имеют универсальную семантическую нагрузку в обрядовом событии. Лексические соответствия и схожие ритуальные предметы и действа, скорее всего, доказывают восхождение обряда к единым корням с последующими региональными и временными трансформациями. Установлено, что одинаковые атрибуты ритуала со схожим или разным лексическим обозначением являются архетипами, отражающими общие культурные коды тюркских народов Сибири и монгольских этносов.
Ключевые слова: тюрко-монгольские народы, культурные универсалии, культурный код, историческая лексика, обряд
Библиография:
Антонов Н. К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1971. 175 с.
Байбурин А .К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2-е изд., испр. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 с.
Вяткина К. В. Общие черты в материальной и духовной культуре у западных монголов, бурят и южных алтайцев. М.: Наука, 1964. 218 с.
Гудков Д. Б., Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гнозис, 2007. 288 с.
Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. 560 с.
Дашиева Н. Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типологии. М.; Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012. 211 с.
ДТС — Наделяев В. М., Насилов Д. М., Тенишев Э. Р., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с.
Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства: (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. 300 с.
Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / Перевод с монгольского, введение, комментарии и приложение Н. П. Шастиной. М.: Наука, 1973. 439 с.
Михайлов Т. М. Найгурские песнопения о хоринских двух заянах // Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1980. С. 141–153.
Неклюдов С. Ю. «Этнографический факт» и его фольклорные экспликации // Фольклор и этнография. К 90-летию со дня рождения К. В. Чистова / Отв. ред. А. К. Байбурин, Т. Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 40–47.
ОРС — Ойротско-русский словарь / Сост. Н. А. Баскаков, Т. М. Тощакова. М.: ГИС, 1947. 312 с.
Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3-х т. 2-е изд. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. 1. 1958, 1282 стб.; Т. 2. 1959, 2508 стб.; Т. 3. 1959, 3858 стб.
Попов А. А. Камлание шамана. Новосибирск: Наука, 2006. 458 с.
Рассадин В. И. Очерки по истории сложения тюрко-монгольской языковой общности / Под ред. А. В. Дыбо. СПб.: Нестор-История, 2019. 608 с.
СААНТЯ — Cловарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / Сост. Протоирей В. Вербицкий. Издание Православного Миссионерского общества. Казань: Типография В. М. Ключникова, Большая Проломная улица, 1884; 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2005. Переизд. 504 с.
Сокровенное сказание монголов / Пер. С. А. Козина. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. 318 с.
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изда-тельская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. 624 с.
Тэрнер В. Символ и ритуал / Составитель и автор предисл. В. А. Бейлис. М.: Наука, 1983. 277 с.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. / Под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. 508 с.
Хакасско-русский словарь / Отв. ред. О. В. Субракова. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. М.: Гос.-изд-во иностр. и нац. словарей, 1951. 852 с.
Ринчен Б. Монгол бөөгийн дуудалга. Улаанбаатар: «Удам соёл» ХХК, 2013. 300 х.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 114 — 123
Скачиваний: 573