ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В УСТНЫХ РАССКАЗАХ БУРЯТ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-4-138-147
В статье устные рассказы рассматриваются как часть этнокультурного компонента фольклора бурят, кроме того, в их составе выявляются этнокультурные составляющие. На основе анализа записанной в экспедиции в Эвенкийском хошуне Внутренней Монголии КНР устной прозы локальной этнической группы бурят охарактеризованы историко-этнографические сведения, традиционное народное мировосприятие и религиозные представления, обрядовые элементы. В несказочной прозе китайских бурят содержатся сведения исторического характера с подачи самих участников прошедших событий об осваивании переселенцами новых земель, в числе которых важными являлись вопросы выживания и самосохранения. После очистки и приведения в порядок заброшенной территории и некоторого обустройства жизнедеятельности поселенцев были начаты работы по организации лечебного дела и учебного процесса детей своими силами. Сделано заключение, что в начальный период социальной адаптации мигрантов наблюдается попытка определенным образом самоизолироваться по отношению к титульной нации принимающей стороны, соседним этносам и народам. Их быт характеризуется замкнутостью уклада жизни, минимальной открытостью к принимающему обществу, неинтегрированностью в общекитайский процесс экономического развития в широком масштабе. Вместе с тем, поддерживаются добрые отношения с жившим по соседству русским населением, так как буряты считают себя и русских, проживавших в Китае, детьми одной колыбели — России. В устных рассказах китайских бурят наличие буддийского этнокультурного компонента в целом определяет их религиозное сознание. Наряду с этим прослеживаются добуддийские мировоззренческие установки, шаманистские составляющие этого сознания, связанные с почитанием культа неба, огня, воды, солнца. В похоронно-поминальном же обряде доминируют исключительно тибето-буддийские ритуалы и действа. Сделан вывод о том, что в устной прозе китайских бурят наблюдается синкретизм двух начал в их культовых представлениях: превалирующая приверженность буддийскому вероучению и сохранение элементов древних мифологических воззрений.
Ключевые слова: устные рассказы, китайские буряты, историческая память, традиции, обычаи, обряды, религиозное сознание
Библиография:
Алдошина М. И. Этнокультурные тенденции современного университетского образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 5. С. 14–19.
Жамсуева Д. С. Шэнэхэнский дацан: преемственность традиций бурятского культового зодчества // Монгол судлалгын чуулган. 2018. С. 108–111.
Онищенко Э. В. Этнокультурная самоидентификация личности в системе современного педагогического образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 3. С. 9–16.
Шелегина О. Н. Этнокультурное наследие белорусов в музеях Сибири: результаты и перспективы актуализации // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 1. С. 60–64.
Шеуджен Э. А. Адыги: структура исторической памяти // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2 (62). С. 53–61.
Хаткова И. Н. Этноментальные основы «Черкесских преданий» Султана Хан-Гирея // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 2 (21). Серия 2: Филология и искусствоведение. С. 199–206.
Цыбикова Б-Х. Б. Фольклор шэнэхэнских бурят // Б-Х. Б. Цыбикова / Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016.
312 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 138 — 147
Скачиваний: 783