О ГОЛОДЕ У СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-4-128-137
В статье исследуется голод — одно из частых явлений прошлого северных селькупов: рассматривается периодичность голодовок, определяются группы селькупского общества, наиболее подверженные регулярному недоеданию, вскрываются причины голода. В результате исследования автор приходит к следующим выводам. Голод селькупы переживали ежегодно, в зимне-весенний период, когда доедались все запасы, сделанные на зиму. Летом и осенью пища запасалась селькупами в недостаточном количестве. Причина этого кроется в селькупском национальном характере, которому не были присущи такие качества, как запасливость и расчетливость. Большого числа заготовок селькупы не делали также из-за кочевого образа жизни. Заканчивался сезонный голод с прилетом весенних перелетных птиц. После коллективной охоты на них устраивался праздник и всеобщее пиршество, на котором селькупы первый раз в году наедались досыта. Вслед за утками возвращалась рыба — основная летне-осенняя пища селькупов. В голодный зимне-весенний период селькупы жили охотой, но полноценная охота была невозможна для безоленных селькупов, так как она требовала выезда в места, где водился пушной зверь, или проходили миграции дикого оленя. Охотничья добыча часто не оправдывала надежды селькупов, поскольку зависела от капризов природы — миграций объектов промысла, сильных морозов, «урожайности» текущего года на зверя и т. д. Кроме кочевого образа жизни, особенностей национального характера и неудачной охоты у селькупского голода была еще одна социально-экономическая причина. Русские чиновники, представители православной церкви, купцы и торговцы, а также собственная родовая знать эксплуатировали, спаивали и при торговых сделках обманывали селькупов. Учрежденные государством хлебозапасные магазины, призванные не допустить голода у населения Туруханского края, лишь усугубили положение селькупов, сделав их вечными должниками казне. Голоду была подвержена подавляющая — бедняцкая — часть селькупского общества. Селькупы не боролись с голодом, а смиренно переживали его, для чего у них имелось несколько пассивных методов, к которым относились «ожидание весны», особая голодная «диета», родственная и неродственная взаимопомощь. Голод в том виде, в каком он переживался селькупами, может считаться одной из селькупских традиционных хозяйственных практик.
Ключевые слова: северные селькупы, голод, причины голода, национальный характер, социальные отношения, хозяйственные практики
Библиография:
Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
Доннер К. У самоедов в Сибири. Томск: Ветер, 2008. 176 с.
Ириков С. И. Пища. Посуда. Утварь. В кн.: Хомич Л. В., Ириков С. И., Аюпова Г. Е. Тазовские селькупы. СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2002. С. 80–89.
Маслов. Бродящие народы Туруханского края. Отрывок из статистических записок Енисейской губернии // Заволжский муравей. Казань, 1833. № 9. С. 506–523.
Островских П. Е. Баишенские «остяки» (остяко-самоеды) Туруханского края в конце XIX в.// Советский Север. 1931. № 7–8. С. 161–181.
Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяко-самоедов // Известия ЛГУ. Т.II. Л.: ЛГУ. 1930. С. 365–373.
Скалон В. Н. В Тундре Верхнего Таза (фактические данные о классовом расслоении) // Советский Север. 1930. № 3. С. 129–139.
Скалон В. Н. Магнаты Севера// Охотник и рыбак Сибири. 1929. № 2. С. 57–62.
Степанова О.Б. Красные селькупы: революционные преобразования среди населения Таза и Турухана // Уральский исторический вестник. 2018a. № 1 (58). С. 91–100.
Степанова О.Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018b. № 2. С. 365–-374.
Третьяков П. И. Туруханский край, его природа и жители. СПб.: Тип. Безобразова. 1871. 316 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 128 — 137
Скачиваний: 537