ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКИХ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ (НАЧАЛО ХХ В.)
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-2-160-170
Работа посвящена выявлению и анализу архивных материалов из фонда Алтайской духовной миссии (Государственный архив Алтайского края, фонд 164), освещающих особенности этно-культурной идентичности русского населения подведомственной миссии территории (Горный Алтай и его предгорья). При этом религиозная идентичность рассматривается в неразрывной взаимосвязи с этнокультурной и как ее важнейшая составляющая. Выявление подобных материалов представляется актуальным, поскольку позволяет впоследствии осуществить метод интеграции архивных и полевых этнографических источников и получить более достоверную картину особенностей этнокультурной идентичности русских и ее трансформаций в условиях иноэтнического окружения и поликонфессиональной среды. Рассмотрение наблюдений миссионеров начала ХХ в. особенно интересно тем, что отражает процессы, последовавшие за провозглашением свободы совести в 1905 г. По рассматриваемым материалам прослеживается активизация религиозной деятельности старообрядцев и охлаждение к церкви православных. Также наблюдается своеобразная конкуренция православной церкви и старообрядческих общин за своих прихожан, особенно актуальной проблема становится в смешанных в конфессиональном отношении населенных пунктах. Прослеживаются процессы трансформации идентичности, такие как переходы из православия в старообрядчество и, реже, наоборот, также переходы из одного старообрядческого согласия в другое, что, безусловно является интереснейшим проявлением трансформации этнокультурной идентичности. Выявляются наиболее распространенные причины таких переходов, по большей части связанные с практическими соображениями, такими как желание вступить в брак, часто повторный, или получить более выгодные экономические условия. Миссионеры в своих записках выделяют также ряд важнейших этнокультурных маркеров принадлежности к старообрядчеству, не только обрядовых, но и связанных с внешним видом, одеждой, приятием или неприятием некоторых новых явлений жизни. В целом, можно говорить о том, что в начале ХХ в. в Горном и предгорном Алтае наблюдается достаточно пестрый этнокультурный состав русского населения и разнообразные процессы трансформации этнокультурной идентичности.
Ключевые слова: этнокультурная идентичность, религиозная идентичность, трансформации идентичности, православные, старообрядцы, австрийцы, стариковщина, Горный Алтай
Библиография:
Бенедиктов П. Записки Улалинского миссионера за 1909 г. – 1909 // Миссионерские записки и дневники сотрудников Алтайской духовной миссии: Сборник архивных документов / Сост. Ю. А. Крейдун. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2016. – С. 142–151.
Вожакова М. С. Деятельность Алтайской духовной миссии в оценках исследователей // Вестник Ярославского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 30–32.
Гончарова Т. А. Этническая идентичность славянских этнодисперсных групп сквозь призму персональных текстов (на материалах Томской области) // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. – С. 325–328.
Жигунова М. А. Этнокультурная идентичность русских: современные проблемы изучения и сохранения // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В. А. Тишкова. – М. : Наука, 2011. – С. 337–351.
Зырянов Н. Записки миссионера Абайского стана, Алтайской духовной миссии, священника Николая Зырянова, за 1909 г. – 1909 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 1. – Д. 86. 7 л.
Ильин В. Н. Противораскольническое братство святителя Димитрия, митрополита Ростовского в Томской епархии // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 4–2 (80). – С. 157–161.
Ильин В. Н. Старообрядчество Томской губернии в 1832–1905 гг. в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2014. – Т. 1. Поздняя древность – начало XX в. – С. 110–120.
Крейдун Ю. А. Дальний баталион. Православные храмы Мыюты и Шебалино в XIX – нач. XX в. – Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2013. – 160 с.
Куприянова И. В. Старообрядцы предгорий Алтая в переписке миссионеров РПЦ (начало XX в.) // Старообрядчество: История и культура. Вып. 2. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – С. 80–92.
Мельникова С. В. Записки алтайских миссионеров и их жанровая специфика // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 34–42.
Петенев С. Е. Ведомость 1909 года за три месяца июнь, июль и август. – 1909а // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 2. – Д. 42. – Л. 29–35.
Петенев С. Е. Ведомость за 1910 год за август, сентябрь и октябрь. – 1910 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 1. – Д. 145. – Л. 1 об. – 12 об.
Петенев С. Е. [Дневник сотрудника противораскольнического Братства Святителя Дмитрия митрополита ростовского Саввы Емельянова Петенева. 1909 г. мая 13 дня]. – 1909б // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 2. – Д. 42. – Л. 41–48 об.
Петенев С. Е. [Дневник сотрудника противораскольнического Братства Святителя Дмитрия митрополита ростовского Саввы Емельянова Петенева. 1909 г. июня 2 дня]. – 1909в // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 2. – Д. 42. – Л. 49 об. – 52 об.
Петров Т. Записки чемальского миссионера за 1909 г. – 1909 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 2. – Д. 42. – Л. 12–17.
Постников С. Записки Макарьевского миссионера священника Сергея Постникова за 1906 г. – 1906 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 1. – Д. 102. 3 л.
Серебренников П. [Письмо отцу Петру от 13 апреля 1909 г.]. – 1909 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 1. – Д. 36. – Л. 53–53 об.
Федоренок Е. П. [Записки сотрудника Е. П. Федоренок за 1909 год]. – 1909 // Государственный архив Алтайского края. – Ф. 164. – Оп. 2. – Д. 42. – Л. 24–28 об.
Фёдоров Р. Ю. Социокультурные последствия крестьянских переселений в Сибирь во второй половине XIX – начале ХХ в. // Миграционные процессы в Сибири: народы, культуры, государственная политика Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. М. А. Жигуновой, И. И. Кротта. – Омск: Изд. центр «КАН», 2018. – С. 76–84.
Фурсова Е. Ф. Основные факторы формирования этнокультурной идентичности (по материалам русских Сибири на рубеже XIX – ХХ веков) // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. – С. 30–34.
Фурсова Е. Ф. Проблемы этнокультурной идентичности украинского населения Западной Сибири (в начале XX и начале XXI веков) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. – Т. XXV. – С. 748–753.
Шитова Н. И. Дневник миссионера Саввы Петенева как источник по этнографии русского населения Алтая // Макарьевские чтения. Материалы XI Международной научно-практической конференции. – Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2016. – С. 226–229.
Шитова Н. И. Старообрядческие группы в Горном Алтае (по полевым материалам) // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье (археология, этнография и устная история): 2017 год: Материалы XIII международной научно-практической конференции. – Горно-Алтайск: БИЦ Горно-Алтайского государственного университета, 2018. – С. 312–317.
Шитова Н.И. Традиции чашничества у староверов Уймонской долины Горного Алтая // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2009. – С. 314–318.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 160 — 170
Скачиваний: 714