ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЧУКОТСКОЙ КУЛЬТУРЕ
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-1-126-136
В настоящей статье исследуются погребальные чукотские традиции, сохранившиеся до настоящего времени. Многие ученые полагали, что архаичные формы похорон уступят место современному унифицированному обряду. Однако, в некоторых национальных селах Чукотки попрежнему хоронят путем сожжения или оставления тела умершего на холме или на открытой местности; современный похоронный обряд также часто сопряжен с некоторыми элементами традиционной культуры. Авторы рассматривают мировоззренческие установки, связанные со смертью, отношение к смерти у чукчей и соседних этнических групп. Для сравнительного анализа обрядов, бытующих в разные годы, авторы приводят описания погребального обряда учеными и путешественниками XVIII–XX вв. Существующие обрядовые практики в современной чукотской культуре представлены следующими способами погребения умерших: сожжение, оставление тела под открытым небом, захоронение «по-русски». Среди традиционных погребальных практик наиболее распространен обряд сожжения. Причем, в с. Ваеги Анадырского района, похороны «по-чукотски» наиболее предпочтительны для коренных жителей. Исключения составляют случаи, когда супруги, близкие родственники – представители другой национальности, могут не исполнить волю умершего на обряд сожжения. Остальные традиционные способы погребения немногочисленны, однако еще встречаются в с. Илирней (Билибинский район), с. Рыткучи (Чаунский район), в некоторых селах Анадырского и Чукотского районов. Опросы жителей показали, что чаще всего «по-чукотски» хоронят стариков, которые озвучили свою волю еще при жизни, или «тундровиков», занимающихся традиционным хозяйством вдали от поселков. Следует отметить, что сейчас мало кто из информантов может описать обряд целиком, многие знают порядок ритуальных действий, но при этом не могут раскрыть их смысл. Да и сами погребальные обряды не редко проводятся в «усеченном» варианте (некогда обязательные манипуляции с умершим уже не производят, например, надрез сухожилий, «открывание» груди и т. д.). В сельской местности до сих пор остаются знатоки, владеющие традиционными погребальными практиками. Они участвуют в подготовке и проведении обряда, учат молодое поколение проведению ритуалов.
Ключевые слова: чукчи, традиционная культура, традиционные похоронные обряды, обряд сожжения, элементы погребального обряда
Библиография:
Беляева А. В. Этнографическая поездка в Анадырский район // Краеведческие записки. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1965. – С. 27–38.
Беретти Н. Н. На Крайнем Северо-Востоке. – Владивосток, 1929. – 96 с.
Богораз В. Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. – СПб., Типография императорской Академии наук, 1900. – 417 с.
Богораз В. Г. Чукчи: Религия. – М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2011. – 208 с.
Вдовин И. С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). – Л.: Наука, 1978. – С. 217–253.
Вдовин И. С. Религиозные культы чукчей // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). Сборник музея антропологии и этнографии. – Л.: Наука, 1977. – Т. XXXIII. – С. 117–171.
Вольфсон А. Г. Основные экологические и социальные факторы становления культурно-хозяйственного уклада оленных чукчей и коряков. Магадан, 1985. – 83 с.
Гагарин С. С. К вопросу об обычае «добровольной смерти» // Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. – Москва: Институт Наследия, 2008. – С. 224–229.
Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. – СПб: Наука, 2004. – 152 с.
Дьячков А. Е. Анадырский край. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1992. – 267 с.
Журнал, или поденник, флота капитана И. Биллингса. Поход землемерный по чукотской стране до Анюйской крепости в годах 1791 и 1792 // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции: 1785–1795 гг. – Магадан: Кн. Изд-во, 1978. – С. 54–58.
История и культура коряков. – СПб: Наука, 1993. – 236 с.
Кибер А. Э. Чукчи // Сибирский вестник. 1824. – Ч. II. C. – 87–126.
Лебедев В. Возвращение Утыля // Северные просторы, 1992. – № 3–4. – С. 34–37.
Лебедев В. В., Симченко Ю.Б. Ачаваямская весна. – Москва: Мысль, 1983. – 143 с.
Леонтьев В. В. Особенности культурно-хозяйственного развития народностей Чукотки на современном этапе (1958-1967 гг.). Окончательный отчет. – Магадан, 1969. - 300 с. (Архив лаборатории истории и экономики (г. Анадырь) СВКНИИ ДВО РАН. Инв. № 838)
Нувано В. Н. Обряд погребального сожжения у ваежских чукчей // Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. – Москва: Институт Наследия, 2008. – С. 230–234.
Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырской округи и ее экономического состояния и быта населения. – СПб., 1896. – 245 с.
Описание обычаев и образа жизни чукчей (рукопись Г. К. Мерка) // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции: 1785–1795 гг. – Магадан: Кн. Изд-во, 1978. – С. 98–154.
ПМА – Полевые материалы авторов.
Черненко М. Б. Путешествия по Чукотской земле и плавание на Аляску казачьего сотника Ивана Кобелева в 1779 и 1789-1791гг. // Летопись Севера. – Ч. II. – М.: Гос. изд-во географической литературы, 1957. С. 121–156.
Yashchenko O. Why are Lorino and Sireniki so different? Exploring communities through festivals, language use and subsistence practices in contemporary Chukotka. – Fairbanks: University of Alaska Fairbanks, 2013. MA Thesis. – 154 p.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 126 — 136
Скачиваний: 1440