МЕТАМОРФОЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ОБРЯДОВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2019-2-179-189
В статье впервые рассматриваются мифологические персонажи в шаманских обрядовых материалах в сравнительном аспекте у тюрко-монгольских народов. Для установления границ распространения и выявления генезиса тех или иных фактов в культовом обряде представляется актуальным аспект ареальных межэтнических исследований. Основным методом исследования является компаративистский анализ монгольских, бурятских, тувинских и якутских шаманских обрядов. Цель работы – исследование системы символов перевоплощений духов в тюрко-монгольской мифологии, выявление схожих символов и мотивов. В итоге исследования установлены семиотический статус персонажей, универсальные факты тождественных или сходных символов, выделены функции духов в обрядовом событии как покровителей, защитников, помощников, проводников, прорицателей. Сделан вывод о том, что в тюрко-монгольской мифологии прослеживаются общие схемы метаморфозы персонажей, повторение и вариации доминантных символов в обрядовых действиях.
Ключевые слова: обряд; дух шамана; антропоморфный персонаж; зооморфный персонаж; символ; миф; нарратив; традиция; мотив
Библиография:
Абай Гэсэр-хубун. Эпопея (эхирит-булагатский вариант). Ч. 1. – Улан-Удэ: 1961. – 230 с.
Абай Гэсэр-хубун. Ч. II. Ошор Богдо и Хурин Алтай. – Улан-Удэ: 1964. – 232 с.
Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центральной Азии. – М.: Наука. 1991. – 294 с.
Кенин-Лопсан М. Б. Алгыши тувинских шаманов. – Якутск: Бичиг, 2007. – 206 с.
Кенин-Лопсан М. Б. Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. – М.: Велигор, 2008. – 192 с.
Ксенофонтов Г. В. Избранные труды: Шаманизм. – Якутск: Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992. – 318 с.
Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. – Новосибирск: Наука, 1978. – 125 с.
Михайлов В. А. Религиозная мифология. – Улан-Удэ: Соёл, 1996. – 109 с.
Небесная дева лебедь. Бурятские сказки, легенды и предания. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во. 1992. – 368 с.
Отаина Г. А., Соломанова Н. А. Поэтика песнопений нивхского шамана // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: тез. докл. междунар. науч. конф. – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1992. – С. 58–59.
Попов А. А. Камлание шамана. – Новосибирск: Наука, 2006. – 458 с.
Пушкарева Е. Т., Бурыкин А. А. Фольклор народов Сибири (культурно-антропологические аспекты). – СПб.: Петербургское востоковедение. 2011. – 390 с.
Санжеев Г. Д. Дархаты: этнографический отчет о поездке в Монголию в 1927 году. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 64 с.
Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1993. – 736 с.
Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 227–284.
Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. и автор предисл. В. А. Бейлис. – М.: Наука, 1983. – 277 с.
Хангалов М. Н. (a) Собрание сочинений: В 3-х т. Т. I. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. – 508 с.
Хангалов М. Н. (b) Собрание сочинений: В 3-х т. Т. II. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. – 312 с.
Хангалов М. Н. (c) Собрание сочинений: В 3-х т. Т. III. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. – 312 c.
Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза: пер. с англ. – Киев: София, 2000. – 480 с.
Эрдэнэболд Лхагвасурэн. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН. 2012. – 196 с.
Якутские мифы = Саха өс номохторо. Сост. Н. А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
Ринчен Б. Монгол бөөгийн дуудалга. – Улаанбаатар: Зохиогчийн зөвшөөрөлгүй хэвлэл, 2013. – 300 х.
Сүхбат Ш. Монгол бөөгийн дэлгэрэнгүй толь–III. – Улаанбаатар: СодНом, 2012. – 407 х.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 179 — 189
Скачиваний: 760