ТЕОНИМЫ ДЬЕЗИМ И ДЬАЖЫЛКАН В ШАМАНСКОЙ МИФОЛОГИИ АЛТАЙЦЕВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2019-2-158-168
В статье дан этнолингвистический анализ теонимов Дьезим (Jезим) и Дьажылкан (Jажылкан) в шаманской мифологии алтайцев с учетом их происхождения, историко-этнографического контекста и культурной семантики. Материалом исследования послужили малоизученные шаманские тексты, записанные вначале ХХ в. у алтайцев, относящихся к разным диалектным группам. Во внутренней форме этих теонимов лежит мотивирующее слово jеs/jas ‘медь, медный’ (Jезим – букв. ‘Медный мой’, Jажылкан – букв. ‘Медный хан’), что позволяет предположить, что происхождение этих теонимов связано с мифологизацией меди и обожествлением гор. Мифологизация металлов и появление на основе этого фольклорных образов характерна для архаичных культур. Дьезимом шаманы называли медную гору, а также духа-хозяина этой горы, которого они считали своими покровителем. Эта медная гора находится в самом центре земли, где стоит медный тополь, соединяющий все три мира – Верхний, Средний и Нижний. Шаман достигает горную вершину Дьезим, преодолев семь препятствий. У Дьезима шаманы получали шаманский дар, духовпомощников и атрибуты. Внутренняя форма теонима Дьажылкан (чалканский вариант – Тьажын) позволяет сравнить это божество с божеством-громовиком, покровителем кузнечного дела в мифологии бурят – Яшил-сагаан-тэнгри. Как буряты, так и чалканцы относили этих божеств к категории небожителей – тэнгри (тегрилер). Этому божеству алтайцы делали изображение из шкурки белого зайца (дьайык) и ставили его в юрте.
Ключевые слова: этнолингвистика, мифология, шаманизм алтайцев, шаманский текст, теоним, мифоним, мифотопоним, медь в мифологии
Библиография:
Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. (Собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии). – Л.: Изд-во РАН, 1924. – 150 с.
Дашиева Н. Б. Кузнечный культ бурят: историко-культурные истоки // Вестник восточно-сибирской государственной академии культуры и искусств. – 2013. – №1(4). – С. 7–19. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34221243 . Дата обращения: 22.08.2018.
Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной: Материалы к алтайскому шаманству // Советская этнография. – 1935. – № 4–5. – С. 160–183.
Клешев В. А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. – Горно-Алтайск: Высоцкая Галина Григорьевна, 2011. – 246 с.
Наделяев В. М., Насилов Д. М., Тенишев Э. Р., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. – Л.: Наука, 1979. – 676 с.
Ойноткинова Н. Р. Этимология и семантика алтайских демонимов: материалы к лингвокультурологическому словарю // Вопросы лексикографии. – № 11. – 2017. – C. 86–104.
Ойноткинова Н. Р. Демоним «аза» в языке и фольклоре тюрков Южной Сибири // Сибирский филологический журнал. – 2018. – № 2. – С. 40–52.
Ойноткинова Н. Р. О происхождении некоторых теонимов шаманского пантеона алтайцев // Вопросы ономастики. – 2019. – № 1.
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Вып. 4. – СПб, 1883. – 1026 с. +илл.
Потапов Л. П. Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. – М.: Наука, 1972. – С. 52–66. (электронный ресурс: http://www.kunstkamera.ru:8081/siberia/Texts/PotapovTubalari.pdf). Дата обращения: 08.06.2018.
Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, Ленингр. Отд., 1991. – 321 с.
СИГТЯ – Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / Э. Р. Тенишев, Г. Ф. Благова, И. Г. Добродомов, А. В. Дыбо, И. В. Кормушин, Л. С. Левитская, О. А. Мудрак, К. М. Мусаев. – 2-е изд., доп. – М.: Наука, 2001. – 822 с.
Сыченко Г.Б. Поэтика и структура чалканского шаманского текста // Языки коренных народов Сибири. – Вып. 15. – Чалканский сборник / Отв. ред. Н. Н. Широбокова. – Новосибирск: ИФЛ ОИИФФ СО РАН, 2004. – С. 73–101.
Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. – М.: ЛКИ, 2007. – 366 c.
Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. – М., 2008. – 528 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.)
Хангалов М. Н. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. / Под ред. Г. Н. Румянцева. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. – 508 с. + илл.
Хисамитдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. – 400 с.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 158 — 168
Скачиваний: 889