КУЛЬТОВАЯ АТРИБУТИКА БОГИНИ УМАЙ В РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ХАКАСОВ (КОНЕЦ XIX – ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)
Путем систематизации литературных этнографических материалов и широкого круга впервые вводимых в научный оборот архивных и музейных источников произведены анализ и классификация культовой атрибутики Умай у хакасов. В религиозно-мифологических представлениях народа с этим культом связывались идеи о женском жизнеутверждающем начале, и одновременно с этим, как о могучем божестве – покровителе материнства, чья священная сила направлена на плодородие, рождение детей, сохранение их жизни и здоровья, а также обеспечение им счастливого будущего. Столь значимая роль в религиозной жизни народа способствовала широкому распространению ее культовой атрибутики. Изделия, наделяемые сакральным статусом, отличались разнообразием в плане внешних форм, так и функциональной спецификой. На ритуальное назначение некоторых вещей влиял пол ребенка. Однако при этом они все имели обобщенное наименование – Умай. В отношении их была сформирована специальная обрядность.
Ключевые слова: хакасы, традиция, мировоззрение, шаманизм, культ Умай, обряды, амулеты, фетиши, тöс’ы
Библиография:
Бутанаев В. Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 93–105.
Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. – Абакан, 1999. – 240 с.
Веселовский Н. И. Роль стрелы в обрядах и ее символическое значение // Записки Восточного отделения Русского археологического общества.– Пгр., 1921. – Т. XXI, вып. 1–4. – С. 273–292.
Дыренкова Н. П. Умай в культе турецких племен. // Культура и письменность Востока. – Баку: Издание ВЦК НТА, 1928. – Кн. II. – С. 134–139.
Дыренкова Н. П. Несколько способов охранения ребенка у шорцев // Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. – СПб.: Наука, 2012. – С. 245–255.
Жуковская Н. Л. Амулет // Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. – М., 1993. – Вып. 5. – С. 17–19.
Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (18 – первая четверть 20 в.). – Л.: Наука, 1979. – 195 с.
Кабо В. Р. Фетишизм // Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. – М., 1993. – Вып. 5. – С. 212–214.
Кузнецова А. А. Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев // Минусинские и ачинские инородцы. – Красноярск: Тип. Енис. губ. упр-я, 1898. – С. 105–213.
Потапов Л. П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник – 1972. – М.: Наука, 1973. – С. 265–286.
Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 321 с.
Скобелев С. Г. Иконография богини Умай в древнетюркскую эпоху // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Горизонты Евразии. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. – Вып. 2. – С. 162–167.
Суховский В. О шаманстве в Минусинском крае // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете. – 1901. – Т. XVII. – С. 1–9.
Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.
Усманова М. С. Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов // Из истории шаманства. – Томск: Изд-во ТГУ, 1976. – С. 166–171.
Хакасско-русский словарь. – Новосибирск: Наука, 2006. – 1114 с.
Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Вып. IV. – Минусинск: тип. В. И. Корнакова, 1900. – 212 с.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 39 — 52
Скачиваний: 1378