ГЕНОНИМ ЛУНИКЕРСКИЙ НЕРЧИНСКИХ ТУНГУСОВ: ДО-ЭТНОНИМНОЕ И СОБСТВЕННО-ЭТНОНИМНОЕ ЗНАЧЕНИЯ И ЯЗЫКОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОНИМА
DOI: 10.23951/2307-6119-2022-3-42-54
Представлено описание генонима Луникерский – наименования рода тунгусов Нерчинского уезда XIX в. В целях определения этноязыковой принадлежности генонима Луникерский использованы методы сравнительно-исторического языкознания, а также экстралингвистические факты по данным документов Государственного архива Забайкальского края о численности рода, виде хозяйства тунгусов-луникеров, позволившие полагать об ином, нежели оленеводство, образе жизни рода. Данное родовое название неоднозначно с точки зрения этноязыковой принадлежности, поэтому описывается два плана содержания значения генонима как родового имени тунгусов Нерчинска. Собственно-этнонимное значение генонима связано с обско-угорским этноязыковым субстратом, например языком и этнографией ханты. Данное предположение связано с возможностью соотнесения изображений рыбы и белки на личных тамгахпечатях старост Луникерских родов с собственно-этнонимным (генонимным) значением родового названия Луникер. Об этой возможности свидетельствуют впервые приведенные родовые (личные) тамги старост тунгусов-луникеров, извлеченные из ревизских описей Государственного архива Забайкальского края. До-этнонимное (генонимное) значение генонима Луникер (Люникер) может быть связано с северно- самодийской лексемой именования «орла» (нганасанского luŋfe / leŋfe ‘орел’) и доказывается опорой на лингвистические и экстралингвистические данные. На вероятность гипотезы о соотнесении этноязыкового состава рода Луникер указывает и то, что в этнической среде бурят-инородцев имелись роды тавангуцкие (иногда табунуты). Значение данного экзонима объясняется из лексики кетского языка и означает «лесной», напоминая о Лесных народах эпохи монголов. В эвенкийском языке корнеслов тэвэ означает ‘народ, племя’ в значении ‘иноплеменник’, т. е. это аллоэтноним для тунгусо-маньчжурских племен прошлого. Буряты-табангуты, или табунуты, кочевали смежно с тунгусами Нерчинска, что позволяет объективировать этническую и языковую «пестроту» тунгусского населения Урульгинской степной думы Нерчинского уезда. Значение генонима Луникерский, которое представляет собой весьма архаичный ментефакт в качестве родоплеменного имени, а потому неоднозначное тому подтверждение.
Ключевые слова: геноним Луникерский, тунгусы Нерчинска, Урульгинская степная дума, Государственный архив Забайкальского края, орел-тотемный первопредок, нганасанский язык, тамга старосты рода
Библиография:
Агеева Р. А. Об этнониме чудь / чухна, чухарь // Этнонимы. М.: Наука,1970. С. 199–200.
Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей XII–VII вв. 2-е изд. Иркутск: ОГИЗ Иркут. обл. изд-во, 1941. 610 с.
Андриевич В. К. Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 года. М.: Вече, 2013. 288 с. (Моя Сибирь).
Басилов В. Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. 208 с.: ил. Быконя В. В. Селькупы: язык и культура (этнолингвистический очерк). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2011. 236 с.
Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX вв.). Л.: Наука, 1969. 304 с.
Ващенко П. Т., Долгих Б. О. Предания о тотемических названиях родов нганасан // Советская этнография. 1962. № 3. С.178–182.
Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1998. Вып. 3. С. 5–46.
Герасимова К. М. Священные деревья: контаминация разновременных обрядовых традиций // Культура Центральной Азии: письменные источники: сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. Вып. 4. С.15–34.
Дмитриева Т. Н. Топонимия бассейна реки Казым. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 580 с.
Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 622 с.
Dulson A. Über die räumliche Gliederung der Sölkupischen in ihrem Verhältnis zu den alten Volkstumgruppen // Советское финно-угроведение. 1971. № 1. С. 35–43.
Жамсаранова 2013а – Жамсаранова Р. Г. Концептосфера средневековой монгольской этнонимии. Чита: Экспресс-издательство, 2013а. 288 с.
Жамсаранова 2013б – Жамсаранова Р. Г. Вероисповедание и численно-родовой состав тунгусов Урульгинской степной думы XIX в. // Историческая и социально-образовательная мысль, Полиграфическая база Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института, Краснодар, 2013б, № 19. С. 11–17.
Жамсаранова Р. Г. Субстрат в топонимии Восточного Забайкалья. Чита: РИО ЗабГУ, 2011. 237 с.
Жамсаранова Р. Г., Шулунова Л. В. Топонимия Восточного Забайкалья. Чита: РИО ЗабГГПУ, 2003. 128 с.
Жамсаранова Р. Г. Личные имена тунгусов Бултегерского рода Урульгинской степной думы (на материале ревизских описей начала XIX в.) // Вопросы ономастики. 2021. Т. 18. № 3. С. 197–224.
Золотухин И. П. Завоевание русскими Забайкалья. Владивосток, 1909. С. 14–15.
Козин С. А. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1990. 318 с.
Кузьмина А. С. Христианизация коренных народов Обского Севера; культурологический аспект. СПб.: Инфо-да, 2004. 149 с.
Патканов С. К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и др. источников. СПб., 1906. Ч. 1–2. С. 80.
Попов А. И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л.: Наука, 1973. 167 с.
Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири: сб. Музея антропологии и этнографии АН СССР. Л., 1971. Т.XXVII. С. 5–7.
Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / Отв. редактор А. А. Реформатский. М.: Наука, 1973. 366 с.
Сенкевич-Гудкова В. В. Отражение фольклора народов Севера в «Повести временных лет» // http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/16_tom/Senkevich-Gudkova/Senkevich-Gudkova.pdf (дата обращения 3.03.2017).
Уварова Т. Б. Нерчинские эвенки в XVIII–XX веках. 2-е изд. доп. М.: ИНИОН РАН, 2006. 172 с.
Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные (историко-лингвистическое исследование). Улан-Удэ, 1972. 662 с.
Элерт А. Х. Экспедиционные материалы Г. Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск: Наука, 1990. 247 с.
Хонти, Ласло. Honti Laszlo. Geschichte des Obugrischen Vokalismus. Der ersten Silbe. Budapest: Akademiai Kiado, 1982. Redigit P. Hajdu. Übersetzung aus dem Ungarischen R. Hessky. Bibliotheca Uralica. 6.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 42 — 54
Скачиваний: 315