РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В БИЛИНГВАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
DOI: 10.23951/2307-6119-2021-2-9-22
Современные процессы глобализации ускоряют угрозу исчезновения языков коренных малочисленных народов Севера. В сегодняшних условиях активного развития би- и полилингвизма проблема сохранения и развития исчезающих языков северных народов особенно актуальна. В этих реалиях необходимо использовать благоприятные возможности владения двумя и более языками. В статье представлено описание фрагмента коллективного речевого портрета детей в контексте дву- и полиязычия. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых-лингвистов, посвященные проблемам речевого портрета, языковой личности. Материалом послужили результаты исследований, проведенных в 3 регионах Российской Федерации, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: эвены, эвенки, долганы, ненцы, ханты, селькупы и др. Всего исследованием было охвачено 253 респондента, представляющие три группы: учащиеся, учителя и родители. При создании фрагмента речевого портрета выявлены социокультурные, социолингвистические, психологические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и письменной речи детей. Проведен анализ аудиозаписей устной речи (диалогические и монологические высказывания) и письменных работ. Для наиболее полного описания речевого портрета был использован комплексный подход с привлечением социально-психологических характеристик, описания речевых уровней владения устной и письменной речью (на материале использования различных синтаксических конструкций) и особенностей речевого общения в семье, школе, с друзьями. Выбор комплексного подхода обоснован тем, что он содействует представлению речевого портрета, отражающего уникальную картину детского речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях.
Ключевые слова: родные языки, коренные народы Севера, устная, письменная речь, речевой портрет, двуязычие, полиязычие
Библиография:
Алюнина О. Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1 (дата обращения: 04.07.2020).
Барашева Д. Е. Genetic aspect in psychic-social conditions of forming language ability // The Second International conference on development of psychological science in Eurasia. Vienna : «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. С. 3–7.
Иссерс О. С. Проблемы создания «коммуникативного портрета»: гендерный аспект // Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй международной конференции. М. : Московский государственный лингвистический университет, Лаборатория гендерных исследований; Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), 2002. С. 172–178.
Инфантова Г. Г. Экономия сегментных средств в синтаксисе современной русской разговорной речи: АДД. Ленинград, 1975.
Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995. 128 с.
Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты современного русского языка / Отв. редактор Ю. Д. Дешериев; АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1989. 186 с.
Леорда С. В. Речевой портрет современного студента. [Электронный ресурс] автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 2006 (дата обращения: 10.09.2020).
Мамаева Л. С. Речевой портрет // Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Словарь-справочник. Электронное издание: Под редакцией А.П. Сковородникова. Красноярск, 2014. Издательство: Сибирский федеральный университет (Красноярск). С. 542–543.
Раздел «Языки России» сайта Института языкознания РАН [Электронный ресурс]. URL: https://iling-ran.ru/web/ru/jazykirf (дата обращения: 09.09.2020).
Седов К. Ф. О природе художественного текста. Саратов, 1998.
Солодянкина Н. В., Хвостова А. В. Речевой портрет студента-филолога // Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве : Материалы Международной научной конференции. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. С. 155–159.
Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук // Краснодар, 2007. 26 с. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей. М.: Слово, 2000. 165 с.
ЮНЕСКО. Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/atlas-of-languages-in-danger (дата обращения: 04.10.2020).
Ivanova A. V. A complex approach to identity construction among children of the indigenous peoples of the North, Siberia, and the far east of the Russian Federation // Sibirica volume 18 (2019) issue 2 (Jun 2019) P. 56–77. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.berghahnjournals.com/view/journals/sibirica/18/2/sib180204.xml (дата обращения: 10.10.2020).
Fedorov G. M., Nikitina R. S. Scientific approaches and development of models for organizing education for children leading nomadic life whit thear parents [Электронный ресурс]. URL: // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research»10/01-XI. 2020. Р. 91–94 http://www.magnanimitas.cz/ADALTA/100111/papers/A_22.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
Krauss M. Language The world's languages in crisis, 1992, volume 68, number 1. Р.4–10.
Neustroev N. D., Neustroeva A. N., Shergina T. A. and Ferguson J. K. Individualization and ethnopedagogy at small elementary schools [Электронный ресурс]. Sibirica volume 17 (2018) issue 3 (Dec 2018) P. 92–115. URL: // https://www.berghahnjournals.com/view/journals/sibirica/18/2/sib180204.xml (дата обращения: 30.10.2020).
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 9 — 22
Скачиваний: 789