Томский журнал лингвистических и антропологических исследований
RU EN






Сегодня: 08.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №1 БАРАН КАК СИМВОЛ БЛАГОДЕНСТВИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ (КОНЕЦ XIX — СЕРЕДИНА XX ВЕКА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

EBSCO

European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)

Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

БАРАН КАК СИМВОЛ БЛАГОДЕНСТВИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ (КОНЕЦ XIX — СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Бурнаков Венарий Алексеевич

DOI: 10.23951/2307-6119-2021-1-144-152

Информация об авторе:

Бурнаков Венарий Алексеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Институт археологии и этнографии СО РАН. Пр. Академика Лаврентьева, д. 17, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630090. E-mail: venariy@ngs.ru

Предметом данной статьи является семантика образа барана / овцы, как особо почитаемого животного в традиционном мировоззрении хакасов. Основными источниками для исследования послужили историко-этнографические материалы. Используемые в работе архивные этнографические данные вводятся в научный оборот впервые. В работе представлена характеристика роли и места барана в повседневной жизни хакасов. Животное имело широкое практическое применение в хозяйстве, в частности, как источник мясной пищи и сырья. В повседневной жизни это парнокопытное служило мерой стоимости товаров и услуг, использовалось в меновой торговле и было одним из главных атрибутов процессов дарообмена. В мировоззрении народа образ барана устойчиво связан с идеями витальности и плодородия. Это животное играло важную роль во взаимоотношениях людей с миром духов. В связи с этим в хакасской обрядности существует практика посвящения домашних животных различным духам-покровителям, что подразумевает подношение животных в качестве живой жертвы определённому духу. Такие животные являлись воплощением плодородия и благодати. Аналогичную функцию могли выполнять и другие избранные животные, называемые в народе мал кизiк или мал талаан, а также соответствующие каменные изваяния кӧзее / обаа.

Ключевые слова: хакасы, традиционная культура, обряды, баран, овца, ызых, тӧс, образ, символ, плодородие, каменное изваяние

Библиография:

АМАЭС ТГУ. № 677-6 «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию. Тетрадь № 2. Лето 1972 г.». 11 л.

АМАЭС ТГУ. № 680-8 а «Этнографической экспедиция ТГУ в Хакасию. Тетрадь № 8. Июль 1974 г.». 40 л.

АМАЭС ТГУ. № 681-5 «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию. Тетрадь № 5. Август 1975 г.». 35 л.

Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского Томского государственного университета (Далее — АМАЭС ТГУ). № 677-4 а «Дневник участника этнографической экспедиции ТГУ в Хакасию. Тетрадь № 4. Лето 1972 г.». 41 л.

Бурнаков В. А. Фетиши — тёсы в традиционном мировоззрении хакасов (конец XIX — середина XX века). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. 188 с.

Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.

Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакаан: УПП «Хакасия», 1999. 240 с.

Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 2008. 376 с.

Григорьев В. Ю. К вопросу о поземельном устройстве инородцев Минусинского края // Известия Императорского русского географического общества, 1906. Т. XLII. Вып. 2–3. С. 353–485.

Доможаков В. И. Хакасские загадки // Записки Хакасского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Вып. 2. Абакан: Хак. обл. гос. изд-во, 1951. С. 60–84.

Кастрен М. А. Путешествие в Сибирь (1845–1849). Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. 352 с.

Катанов Н. Ф. Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков Енисейской губернии. СПб.: Типолитография Бусселя, 1885. 8 с.

Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.

Коре Сарыг, ездящий на Кёрбе-кауром коне // Хакасские народные сказки (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 33). Новосибирск: Омега принт, 2014. 769 с.

Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Тип. Енис. губ. упр-я, 1898. 298 с.

Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина, 1895. Вып. 3–4. С. 297–348.

Посвящение животных у турецко-монгольских племен // Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012. C. 189–199.

Спасский Г. И. О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусским // Записки Императорского русского географического общества. Книжка XII. – С-Петербург, 1857. 181 с.

Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. 184 с.

Суховский В. О шаманстве в Минусинском крае. Отдельный оттиск. Казань, 1901. 9 с.

Тенешев Н. С. Брак, семья, свадебные обряды и обычаи сагайцев // Архив Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Ф. 5. Оп. 6. Д. 19, 1956 г. 117 л.

Топоров В. Н. Овца // Мифы народов мира. Т. II. М.: Сов-я энц-я, 1988. С. 237–238.

Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.

Шаманство и шаманы // Нива, 1871. № 12. С. 185–188.

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Вып. 4. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. 212 с.

Ярилов А. А. Былое и настоящее сибирских инородцев. Материалы для изучения. Вып. 3. Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев: Тип-я К. Маттисена, 1899. 366 с.

burnakov_v._a._144_152_1_31_2021.pdf ( 693.3 kB ) burnakov_v._a._144_152_1_31_2021.zip ( 644.36 kB )

Выпуск: 1, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ

Страницы: 144 — 152

Скачиваний: 1118

Для цитирования:


© 2025 Томский журнал лингвистических и антропологических исследований

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ