YРYН АЙЫЫ ТОЙОН КАК КЛЮЧЕВОЙ МУЖСКОЙ ОБРАЗ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ ЯКУТОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2020-2-141-148
В статье рассматриваются вопросы развития социальных, в том числе гендерных установок в якутской мифологии и эпосе. Проведен анализ роли образа Yрүҥ Айыы Тойона в формировании патриархальной организации якутского общества. Образ Yрүҥ Айыы Тойона явился патроном нового социального порядка и инструментом вытеснения культов матрилинейной общины и их ведущего персонажа – хозяйки земли. В работе выделены этапы исторического развития образа Yрүҥ Айыы Тойона, связанные со структурными изменениями в общине якутов в процессе перехода от матрилинейности к патрилинейности, а также идеологической функции данного культа. Образ Yрүҥ Айыы Тойона выступил носителем типических черт социальной группы тойонов и мифы о нем оказывались активным элементом структур господства в якутском обществе. Культ Yрүҥ Айыы Тойона сложился и поддерживался как идеологическое обоснование власти тойонов, глав отдельных патронимий. Он был необходим для того, чтобы привнести и укрепить идею патриархальной организации в якутскую мифологию. Образ Yрүҥ Айыы Тойон самодостаточен и не нуждается в чудесных качествах и героических деяниях. Самое существенное для творцов и потребителей мифологии заключалось в его социальном статусе главы агнатной общины. В мифе и героическом эпосе олонхо образ Yрүҥ Айыы Тойона закрепляет патриархальную генеалогию. В культе Yрүҥ Айыы Тойона выпукло представлена идея гендерного господства мужчины и проявляются тенденции, которые вели к образованию гендерной иерархии в якутском обществе. Мифология Yрүҥ Айыы Тойона явилась обоснованием системы агнатного родства, освящая нормы обычного права, закреплявшие господствующее положение мужчины и подчиненное положение женщины. Миф об Yрүҥ Айыы Тойоне предстает как активный элемент структур господства в якутском обществе, игравшим функцию инструмента закрепления гендерного неравенства и установления власти якутского тойоната.
Ключевые слова: якуты, мифология, эпос, олонхо, мужские образы, женские образы, патриархат, Yрүҥ Айыы Тойон
Библиография:
Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX–XX в. – Новосибирск: Наука., 1975. – 200 с.
Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. – Якутск: Бичик., 1994. – 352 с.
Дарендорф Р. Тропы из утопии. – М.: Праксис., 2002. – 536 с.
Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 376 с.
Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск., 1979. – 483 с.
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957. – 620 с.
Нюргун Боотур стремительный. Якутский героический эпос олонхо. – Якутск: Якутское книжное издательство. 1982. – 432 с.
Очерки по якутскому фольклору. Под ред. Г. У. Эргис. – Якутск: Бичик., 2008. – 400 с.
Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. I. Вып. 1-4. – М.: Академия наук СССР, 1958.
Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т.II. Вып. 5-9. – М.: Академия наук СССР, 1959.
Пропп В. Я. Русский героический эпос. – М.: Лабиринт., 1999. – 640 с.
Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., – М., 1993. – 736 с.
Токарев С. А. Общественный строй якутов XVII–XVIII вв. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1945. – 414 с.
Яковлев В. Ф. Сэргэ. Научно-популярный очерк. I ч. Якутск., 1992. – 64 с.
Якутия в XVII веке (очерки). Сборник под редакцией С. В. Бахрушина и С. А. Токарева. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1953. – 440 с.
Якуты (Саха) / Отв. ред. Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука., 2013. – 599 с.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АНТРОПОЛОГИЯ
Страницы: 141 — 148
Скачиваний: 901