СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО С ВЕРШИНОЙ ЧИЭ ‘ХОЛОД’ В ЯЗЫКЕ ЛЕСНЫХ ЮКАГИРОВ
DOI: 10.23951/2307-6119-2019-3-25-63-71
Аннотация: в статье на основе анализа словообразовательного гнезда с вершиной чиэ ‘холод’ в деривационно-семантическом аспекте дано описание основных способов словообразования в языке лесных юкагиров. Показано, что рассматриваемое словообразовательное гнездо относится к числу макрогнезд, состоящее из большого числа производных, является сильноразвернутым и многоступенчатым (образует четыре ступени производности, на каждой из которых находятся от 3 до 9 дериватов, и содержит 24 члена). Выявлены словообразовательные парадигмы и цепи данного словообразовательного гнезда. Показано, что словообразовательное гнездо с вершиной чиэ ‘холод’ на парадигматическом уровне представлено 6 парадигмами, на синтагматическом – 18 словообразовательными цепями, которые представляют собой ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной мотивации. Словообразовательные цепи данного словообразовательного гнезда являются как бинарными, так и полинарными, содержащими от двух до пяти компонентов. Уточнены дериваты словообразовательного гнезда, указаны значения словообразовательных аффиксов каждого деривата. Дана характеристика частеречным особенностям словообразовательного гнезда с вершиной чиэ, которая включает в свой состав единицы различных частей речи таких, как существительное, глагол, качественный глагол, имя действия, междометное слово, наречие. На примере словообразовательного гнезда с вершиной чиэ ‘холод’ показано, что словообразование существительных в колымском диалекте юкагирского языка может происходить путем лексикализации словосочетаний. Поскольку в юкагирском языке отсутствуют словообразовательные словари, создание лексикографических описаний колымского диалекта юкагирского языка является весьма актуальным направлением в юкагирском языкознании. Изучение состава и структуры словообразовательного гнезда позволит понять устройство словообразования юкагирского языка в целом, выявить словообразовательный потенциал того или иного слова, определить, уточнить или выявить семантику того или иного словообразовательного аффикса.
Ключевые слова: юкагирский язык, колымский диалект, словообразовательное гнездо, значение, ступень словообразования, парадигма, словообразовательная цепь
Библиография:
Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким: Морфология. – 2-е изд. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 880 с. – (Классики отечественной филологии).
Курилов Г. Н. Образование именных слов в юкагирском языке. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. – 104 с.
Курилов Г. Н. Лексикология современного юкагирского языка. – Новосибирск: Наука, 2003. – 285 с.
Курилова С. Н. Междометия и междометные слова юкагирского языка. – Новосибирск: Наука, 2012. – 235 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 28).
Прокопьева А. Е. Полевые материалы автора. Верхнеколымский улус Республики Саха (Якутия), 2011–2014.
Прокопьева П. Е. Словарь языка лесных юкагиров (тезаурусного типа). Буквы У-Э: отчет по теме НИР. – Якутск, 2013. – 277 с.
Русско-юкагирский разговорник / Составитель Прокопьева П. Е./. – Якутск: Бичик, 2011. – 152 с.
Стариченок В. Д. Большой лингвистический словарь. – Ростов на/Д: Феникс, 2008. – 811 c.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 63 — 71
Скачиваний: 951